Дизельный барон
Происшествия, 15:30, 8 июля 2009
Приграничный город Борзя славится не только тем, что там сосредоточены знаничительные военные силы СибВО, но и тем, что он является крупным железнодорожный узлом, с множеством тяговых и маневровых тепловозов, которые всегда были для местных жителей не только инструментом работы, но и источником нелегального дохода. Дизельное топливо с тепловозов на станции Борзя воровали всегда. Можно даже сказать, что это криминальное занятие среди некоторых местных железнодорожников считалось традицонным. Переодически недобросовестные работники попадали в руки сотрудников транспортной милиции, после чего вовровство солярки прекращалось на какое-то время, а потом, когда все стихало, начиналось снова. Однако местный житель Валентин Чуйков превзошел всех коллег “по цеху” и сумел поставить хищение дизтоплива на “поток” с привлечением большого количества людей и развитой сетью сбыта похищенного. “Дружный” коллектив В июне 2008 года в оперативно-розыскную часть №1 Забайкальского управления внутренних дел на транспорте поступила оперативная информация о массовых хищениях дизельного топлива прямо с тепловозов. - По данной информации была начата проверка, и уже чeрез месяц мы выяснили, что неработающий Чуйков для кражи тепловозного топлива организовал целую преступную группу, - рассказывает заместитель начальника ОРЧ №1 ЗабУВДТ Сергей Нагаев. - Формируя “дружный” коллектив, он установил отношения с машинистами, помошниками машинистов борзинского локомотивного депо и даже диспетчерами Управления Забайкальской железной дороги, которые за опеределенную плату передавали Чуйкову информацию о графике движения поездного состава. При необходимости они задерживали отправление грузовых составов на несколько минут, в местах стоянок ставили поезда на крайние железнодорожные пути, удобные для подъезда автотранспорта. К своей незаконной деятельности предприимчивый Чуйков относился ответственно. Он тщательно изучил организацию работы локомотивной бригады, скоростные режимы на различных участках дороги, профиль пути и возможные способы экономии топлива. - Используя возможности машинистов экономить топливо, Чуйков с сообщниками за один подход сливал дизтопливо в количестве от 800 литров до двух тонн без видимого ущерба для предприятия. Грамотный машинист, зная тепловоз, профиль пути, механизм отчетности за израсходованное топливо, может экономить топливо и похищать его, а в отчетных документах отражать требуемое количество израсходованного топлива, - рассказвает Сергей Нагаев. Мастерство воровства Как выяснили оперативники ЗабУВДТ, Чуйков отработал различные способы хищения дизтоплива. - Они воровали солярку во время положеных стоянок локомотивов, несанкционированных отстановок и даже прямо во время движения, - поясняет заместитель начальника ОРЧ №1 ЗабУВДТ Сергей Нагаев. - Так, предварительно договорившись с машинистом или помошником машиниста, они определяли место, время и количество топлива, предполагаемого к хищению. Затем в условленном месте машинист тепловоза сбрасывал скорость, его помощник открывал двери тепловоза, а Чуйков с подельниками на ходу забрасывали в тепловоз связанные между собой пустые пластиковые канистры. Емкости наполняли соляркой, разъединив трубки топливной системы во время движения тепловоза, затем в наиболее удобном месте машинист опять снижал скорость и наполненные канистры выбрасывались с тепловоза на насыпь железнодорожного полотна. Чуйков или кто-то из его подручных, следуя вдоль путей на микрогрузовике, собирали канистры. Похищенное топливо Чуйков продавал в обширной сети покупателей: водителям грузовых автофургонов, фермерам, частным лицам и даже посреднику, который потом продавал солярку, наценив ее на рубль. - С машинистами и помошниками Чуйков расплачивался из расчета 10 рублей за один литр. Сам потом реализовывал похищенное за 19-20 рублей, стоимость дизельного топлива на АЗС в Забайкальском крае в тот период времени колебалась от 27 до 29 рублей, - уточняет Сергей Нагаев. Чувствуя свою безнаказанность, Валентин Чуйков ходил “на дело” по четыре-пять раз за сутки. Взяли с поличным Задеражали Чуйкова и его “соратников” с поличным как раз в тот момент, когда они выбросили наполненные топливом канистры из тепловоза. - В ходе расследования уголовного дела, которое состоит более чем из 150 томов, доказано 52 факта хищения дизельного топлива. Всего установлено 43 участника преступной деятельности, из них 33 человека - это машинисты, помощники машинистов локомотивного депо станции Борзя и четыре диспетчера. Участникам преступной группы вменено 49 эпизодов преступной деятельности, совершенных в составе организованной преступной группы. Материальный ущерб от деятельности данной ОПГ составил более одного миллиона рублей, - говорит Сергей Нагаев. На сегодняшний день уголовное дело, возбужденное в отношении Валентина Чуйкова по части четвертой статьи 158 УК РФ “Кража, совершенная организованной группой”, уже направлено в суд. Согласно санкции статьи, вменяемой Чуйкову, ему грозит лишение свободы от пяти до десяти лет.