Без Кришны над головой
Ежегодно Управление Федеральной регистрационной службы по Забайкальскому краю составляет Реестр религиозных организаций, включение в который дает общине верующих статус юридического лица со всеми причитающимися правами и обязанностями. И вот в июле сотрудниками регистрационной службы из Реестра-2009 было исключено "Читинское Общество сознания Кришны" - организация, существовавшая в нашем регионе с начала 90-х годов прошлого века.
Мудрецы…
"Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе…" - распевая эту маха-мантру, по центральной улице Читы идут несколько десятков молодых людей в шафрановых сари и праздничных одеждах - дхоти. У них на шеях цветочные гирлянды. Они раздают прохожим духовную литературу и прасадам - небольшие сладкие шарики, напоминающие по вкусу торт "Муравейник". Такая процессия называется харинама-санкиртана. В середине 90-х вайшнавы (правильное название последователей индийского философа Абхай Чаранаравинда Бхактиведанта Свами Прабхупада, которые считают ошибочным более привычное слово "кришнаиты") появлялись в центре забайкальской столицы довольно часто. Так часто, что один из православных священников как-то раз не выдержал и решил лично разогнать "сектантов", "давя" их на своем автомобиле. С начала "перестройки" и до середины 90-х число вайшнавов как в России, так и в Забайкалье неуклонно росло. Во многом этому способствовала мода на Индию. Женщины рыдали над судьбой Зиты и Гиты, а многочисленные йоги и гуру собирали залы кинотеатров и домов культуры. Россияне, устав от серости окружающей жизни, грезили яркими красками "Танцора диско". На такую почву и упали зерна "Бхагават-Гиты" - священного текста вайшнавов. И, наверное, не случайно, что живее всех на учение Кришны откликнулась российская интеллигенция, часть которой в те годы мучительно искала новую точку духовной опоры. То же произошло и в Чите. В "Общество" потянулись люди творческие - музыканты, актеры и журналисты. Идеи перерождения - реинкарнации, кармы, а также открытость и веротерпимость учения, привлекали все новых и новых сторонников. В 1989 году первая община возникла в Чите, спустя три года, в 1992-м, она была официально зарегистрирована. Затем группы верующих появились в Краснокаменске, Борзе, Забайкальске. В те же годы читинское "Общество" открыло кафе в помещении ресторана "Садко" микрорайона КСК. Здесь еженедельно, с понедельника по пятницу, бесплатно кормили малоимущих, а по воскресеньям устраивали самодеятельные концерты и показывали религиозные фильмы. В областном же центре народного творчества вайшнавские гуру читали лекции по философии "Бхагават-Гиты". В 1995 году читинские "кришнаиты" под руководством президента местной общины Ангира Муни дас (Александра Кубельского) открыли свой культурный центр.
… и "клоуны"
Но с конца 90-х годов ситуация в забайкальской общине вайшнавов начала меняться. Внутренние конфликты и расколы привели к сокращению числа верующих. Одни из них покинули организацию, другие - попытались создать свои группы. В 1996 году местное "Общество" возглавил Андрей Верцинский, получивший при посвящении новое имя - Ананта Крит дас. Он решил отказаться от проведения харинама-санкиртана и других публичных мероприятий. "Прохожие, глядя на нас, принимают последователей Кришны за клоунов. Я не хочу этого. Главное - внутренняя работа над собой: чтение литературы, общение с учителями, бхакти - пробуждение изначальной любви к Богу, а не внешнее проявление религиозности", - такая точка зрения Андрея Борисовича оттолкнула от вайшнавизма тех, кому особенно полюбились уличные "прогулки" в шафрановых сари. Однако постепенно в местной общине "кришнаитов" сошли на нет и все прочие публичные мероприятия, разве что сам Верцинский в 2007 году дважды встречался со студентами ЧитГУ. Исчезла Чита и из списка вайшнавских центров официального сайта "Движения сознания Кришны в России". Последней публичной акцией стали лекции немецкого гуру Свами Махараджа, проходившие с 10 по 12 декабря 2007 года в камерном зале Дворца искусств. "Преданные Кришне - это те, у кого нет никого, кроме Кришны", - заявил тогда Махарадж. С той поры деятельность организации фактически свелась к нулю, а к моменту перерегистрации никто из забайкальских вайшнавов не предоставил сотрудникам Управления Федеральной регистрационной службы необходимых для этого документов. "Общество" было лишено статуса юридического лица. Правда, после ликвидации "Читинского Общества сознания Кришны" верующие еще могут действовать на правах религиозной группы. Они имеют право собираться и даже проводить публичные мероприятия. Вот только вести какую-либо финансовую деятельность (арендовать помещения, либо владеть ими и т.д.) вайшнавам теперь нельзя. Но сам факт ликвидации "Общества" говорит, что без вмешательства властей или других, более крупных, религиозных объединений, завершилась почти двадцатилетняя история читинских "кришнаитов". Будет ли у этой истории продолжение - неизвестно.
P.S.
А на улицах Читы теперь ни шафрановых сари, ни "Харе Кришна Харе Рама", ни ярких процессий, о которых, возможно, когда-нибудь с ностальгией будут вспоминать горожане, оставшиеся без Кришны над головой… Фото автора