Нужна машина? Плати выкуп

Происшествия, 10:07, 16 сентября 2009
За восемь месяцев текущего года в крае было совершено уже более 1200 краж и угонов автотранспорта. По сравнению с прошлым годом количество угонов автотранспорта возросло на 15%. Нередко машины похищали ради выкупа. Так, за последнее время были задержаны три группы, подозреваемые в совершении таких преступлений. О том, как в крае борются с угонщиками, нашему корреспонденту рассказали и.о. первого заместителя начальника криминальной милиции, подполковник Вячеслав ПЯсецкий и заместитель начальника Управления уголовного розыска краевого УВД, подполковник Юрий Сулоев. Предпочтения угонщиков ? С чем, по-вашему мнению, связано такое количество угонов и краж автотранспорта? В.П. - Негативную роль здесь в большей степени играет сама ситуация в нашем регионе. То есть, отсутствие дополнительных средств местного бюджета не позволяет принимать нестандартные профилактические меры по наведению порядка. Возьмем, к примеру, Омск, где большое внимание местные власти уделяют проблемам краж и угонов. Несмотря на то, что численность населения в Омской области в два раза больше, чем в Забайкалье, количество преступлений данного вида там в пять раз меньше. Дело в том, что у них в каждом относительно небольшом микрорайоне есть внутридворовая автостоянка, которая в ночное время охраняется сторожами, содержащимися за счет ЖКХ. У нас же машины по ночам зачастую ставят где попало, в том числе и на улице под окнами, что способствует угонам. Статистика свидетельствует, что больше половины похищений авто у нас совершается именно по ночам. Кроме того, в ряде крупных городов вблизи кинотеатров, театров, учреждений органов власти и других наиболее посещаемых мест расположены охраняемые автостоянки, парковки, откуда угнать машину гораздо сложнее. Ю.С. - В Забайкалье, по данным ГИБДД, только за 8 месяцев текущего года на учет было поставлено около 50 тысяч автомобилей, за 2008 год - порядка 130 тысяч авто. У нас значительная часть населения занята в автобизнесе. В наш регион пригоняется для продажи больше машин, чем в другие субъекты федерации. Автомобили с, так называемой, временной регистрацией среди угонщиков пользуются большей предпочтительностью. Дело в том, что в случае угона машины с транзитными номерами, как правило, весь пакет документов находится в авто. К тому же, ее сложнее объявить в розыск, потому что зачастую потерпевшие просто не помнят, какой у них транзитный номер и регистрационные данные машины приходится узнавать по месту приобретения. О борьбе с преступниками ? Известно, что в нашем крае раскрытием угонов теперь занимается специальная группа. Есть ли уже какие-то итоги ее работы? В.П. - Действительно, в апреле у нас было создано специализированное подразделение по борьбе с кражами и угонами автотранспорта. Говоря о результатах работы подразделения, достаточно отметить, что по Чите количество раскрытых краж автотранспорта увеличилось на 45%. С начала года раскрыто более 100 краж, 300 угонов, в целом, в нынешнем году эти показатели улучшены, но отсутствие действенной профилактики не позволяет пока стабилизировать ситуацию. ? Недавно была озвучена информация, что много угнанных авто находят в гаражных кооперативах… В.П. - Практически ежемесячно в том или ином гаражном кооперативе мы находим похищенные машины. Преступники легко вычисляют бесхозные гаражи и используют их для "отстоя" - хранения похищенного автотранспорта. У нас насчитывается порядка сотни крупных и мелких гаражных кооперативов, и лишь в единицах есть пропускной режим, системы видеонаблюдения, охрана в ночное время. В большинстве же гаражных кооперативов таких мер безопасности не предпринимается, учет владельцев гаражей ведется хаотично. ? Что помимо установки платных автостоянок, изменения работы гаражных кооперативов может подпортить жизнь угонщикам? Ю.С. - Установка системы видеонаблюдения "Безопасный город" для фиксации проходящего транспорта и для быстрого реагирования по заявлениям граждан. Сейчас данная программа реализуется, в ближайшее время системами круглосуточного видеоконтроля будут охвачены различные участки города. Кстати, эта система уже функционирует, но пока в малых объемах. Читинцы готовы платить ? Прошла информация, что в Чите задержаны три группы, подозреваемые в совершении угонов ради выкупа. Кто эти люди, как они действовали? В.П. - Это устойчивые группы, организаторами которых, как правило, являются лица ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за преступления данного вида. Для угонов, они подбирают, в основном, молодых людей, которые нигде не учатся, не работают. Одна группа угоняла машины из гаражей, остальные - с улиц города. Укрывали в ранее приготовленных "отстойниках" - в гаражных кооперативах, иных местах. Так, третья группа, задержанная на прошлой неделе, просто бросала машины в лесу. ? Сколько требовали с владельцев угнанных авто? - Угонщики требовали выкуп, исходя из стоимости машины. Суммы колеблются от 100 тысяч до 200 тысяч рублей, иногда меньше. Угонялись, в основном, машины среднего класса, стоимостью до 300 - 400 тысяч рублей. Здесь нужно обратить внимание на то, что осложняет нашу работу и плодит преступность, - то обстоятельство, что потерпевшие, как правило, на контакт с милицией не идут, лишь единицы сообщают о требовании выкупа в правоохранительные органы. Владельцы машин ставят нас в известность уже по факту, после выкупа. ? После задержания этих групп ситуация улучшилась? В.П. - Как правило, на несколько дней, может недель, наступает затишье, но потом кто-то занимает их нишу. К примеру, в пятницу, субботу и воскресенье у нас опять было зарегистрировано порядка десяти угонов. Ю.С. - Необходимо особо отметить существующую судебную практику по делам данной категории - практически все преступники получают условную меру наказания, и, находясь на свободе, продолжают заниматься той же деятельностью. Есть опыт Таджикистана, где санкции были ужесточены - за угон машины срок доходит до 15 лет лишения свободы. Во многом принятые там меры стабилизировали ситуацию, и у них гораздо меньше фиксируется угонов.