Песок сквозь пальцы?

Культура, 13:41, 14 октября 2009

Переступив 4 октября порог бывшего магазина "Калинка" и войдя в первый зал, отдал должное организаторам проекта "It`s Time": они кардинально сменили внутренний интерьер: серые стены, на них - полотна. Причем, полотна без рамок…

Играет нежная музыка Lounge, Chill out, Smooth Jazz (интересно, что эти композиции Игорю предоставило музыкальное издательство Pitch Music, ставшее одним из официальных партнеров выставки). Горят свечи, дымят благовония, на полу в одном из залов - засыпанная песком надпись The stands of time ("Песчинки времени")… Все это вначале вызывает шок, затем - интерес, а после - чувство единения с окружающими образами. "Представляешь, - говорит мне художник, - небольшая стена этого дома, какие-то сантиметры, но с одной ее стороны наша выставка, живопись, музыка, приятный запах, люди, неторопливо гуляющие по залам, а с другой - шумная улица, старушки продающие семечки, сотрудники каких-то фирм и компаний, несущиеся на работу".

Но вернемся к образам. "It`s Time"… Время… Это одна из излюбленных тем Игоря Елисеева, к которой он не перестает обращаться, над которой размышляет вновь и вновь. Названия предыдущих проектов говорят за себя: "Песочное время", "Ангелы и время", "Время желаний". И вот теперь "It`s Time". На полотнах песочные и солнечные часы, шестеренки, песок, уходящие вдаль пролеты мусульманских мечетей… Мальчик, сидя на бархане, пересыпает песок. На память приходят слова Земфиры "Я разгадала знак бесконечность", "Я - художник, и поэтому многое делаю неосознанно. Я не придумываю каких-то концепций, не строю планы. Все идет откуда-то из глубины". И далее, словно вторя афоризму "Ничто не выслушивает столько глупостей, как картина на выставке", Игорь продолжает: "Художник пишет по какому-то внутреннему наитию, а затем приходит искусствовед и объясняет, что тот хотел изобразить на своей работе. Но все это выдумки! Фантазии!".

Присутствуют в полотнах Игоря Елисеева и исламские мотивы: женщина в парандже, идущая по храмовой эстакаде, мусульманка в хиджабе, чадра, купола турецких мечетей, среднеазиатские ковры, орнаменты… "Конечно, многое мной почерпнуто из путешествий по исламским странам, но не это главное. Я - не мусульманин. Меня больше интересует культура этих народов, а не их религия", - рассказывает художник и тут же добавляет: "Все это близко мне по стилю, по духу. А вот, к примеру, русский лубок с его бревенчатыми избами, пляшущими мужичками и прочей "хохломой" мне абсолютно чужд".

Есть в новом арт-проекте Елисеева, уже выставлявшемся в московском Доме художника, и тема, неожиданная для ценителей его творчества. Это - стрижи. Голубое небо, облака и парящие птицы… Минимум образов. Лаконичность. "Знаешь, - говорит Игорь, - меня однажды осенило, как током ударило. Сколько лет жил, но не обращал внимания на, казалось бы, повседневное, на птиц! А ведь это очень глубоко. Летящий стриж напомнил мне изгиб купола, полумесяц… Началась работа ассоциаций. А после я задумался: ведь этих птиц столетиями что-то заставляет кочевать, перелетать с места на место. Ты слушаешь музыку, размышляешь, и эта, на первый взгляд, простая история говорит тебе больше, чем множество книг".

"Хочу заняться кинематографом, - признается художник. - Мне кажется, это может стать хорошим дополнением к картинам. Ведь порой, работая над сюжетом, над остановленным кадром, я чувствую продолжение и пытаюсь его зафиксировать. В этом мне, возможно, и поможет киноискусство, видео-инсталляция. Не нужно стоять на месте, надо ставить новые планки".

О будущих проектах Игорь молчит. "Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах"… Стрижи парят в небесах. Играет Smooth Jazz. Ты расслабляешься и думаешь: "Нет, песок не всегда сквозь пальцы, а время - это не обязательно деньги". Пожалуй, это отличная новость!