Монах КАЛСАНГ: "Никогда не увижу Тибет"
В Агинском Буддийском дацане среди бурятских лам несут свою службу два тибетских монаха. На территории дацана у них свои домики, где они ведут прием. Монахи здесь живут уже много лет, но все равно их судьбы неразрывно связаны с судьбой их исторической родины. И когда в настоящее время страсти вокруг имени Далай-ламы XIX - лидера буддистов Тензин Гьятцо, родившегося в Тибете, но проживающего ныне в Индии, накаляются, интересна позиция тибетских лам.
Дхондуп Калсанг был откровенен с корреспондентом "Экстры".
? Калсанг багша (учитель - авт.), кто Ваши родители? Чем они занимались?
- Мои родители были скотоводами, у них была ферма, где они держали овец, коз, яков, лошадей. Я родился в Тибете. Когда мне было 3 года, родители, вместе с двумя тысячами тибетцев, вынуждены были покинуть Тибет. Они ушли за Далай-ламой в Индию. В Индии они занимались мелкой торговлей.
? А Вы?
- Как и многие тибетские дети, я ходил в садик, школу. Закончил среднюю школу, колледж, затем, академию и институт буддизма в Дхармасале, основанный Далай-ламой в 1973 году. Этот институт находится на одной территории с резиденцией его Святейшества, там учатся на монахов ученики из разных стран мира: России, Монголии, Англии, Тайваня, Германии, Франции, Японии, Кореи, Италии, Непала, Бутана. Почти со всех стран мира. Есть общежитие. Дисциплина строгая.
? У Вас была возможность для тесного общения с его Святейшеством?
- Мы, ученики его института, имели возможность личной встречи с ним в день его рождения - 6 июля. Мы поздравляли его, после этого он читал нам лекции на протяжении 45 минут. И в тибетский Новый год мы, как и многие люди, имели возможность увидеть его и послушать его лекции.
? Как Вы очутились в России?
- После окончания института я остался там преподавать буддийскую философию. В 1991 году, когда Далай-лама посетил Россию, он почувствовал необходимость в учителях его школы в буддийских регионах России. И в 1993 году группу учителей из школы Далай-ламы отправили в Калмыкию, Туву, Бурятию. Так я оказался в Аге. Помнятся проводы в резиденции Далай-ламы, это было 6 июня 1993 года. Он обратился к нам с напутственными словами и сам лично попросил нас сфотографироваться вместе с ним. В моем агинском доме висит то памятное фото.
? Вы хотели бы увидеть свою историческую Родину?
- Летом этого года мы сделали визу, но нас не пустили в Тибет. Мы ничего не нарушали, у нас российское гражданство, но китайские пограничники держали несколько суток на границе и по каким-то непонятным причинам не разрешили нам въехать в Китай. Мне кажется, в Тибет для нас дороги больше нет. Тибетцы сейчас разбросаны по всему миру, всего нас 8 миллионов, насколько я знаю. Но, конечно, большинство живет на Родине.
? У Вас много учеников? Вы с ними встречаетесь?
- Много, они преподают в Непале, Тибете, России, Америке, Канаде. Связи сохранились.
? На территории дацана всегда много собак, которых кормят ламы. Особенно много их возле Вашего дома …
- У них прописки нет, дома нет, родились они здесь, значит они буряты? (Смеется). Собака рожает два раза в год, по 8 щенков, в итоге 16 щенков. Всех их нужно кормить, ей нужны силы. Я всегда кормлю собак женского пола, потому что, мужские особи всегда сильны, они только борются за себя, а мать болеет за детей. Молоко, хлеб покупаю, лекарства, но зимой им холодно. Что интересно, собаки, повзрослев, куда-то уходят, словно уступают место другим, приходят новые и снова все повторяется. Меня удивляют поступки некоторых верующих: когда они приходят в дацан, брызгают молоко, чай в воздух, вместо того, чтобы налить их в тазики, которых много на территории дацана. Ладно, водку собаки не пьют, ее можно брызгать в воздух. Людям нужно понять кармическую сущность всего живого и если тебе посчастливилось родиться чуть выше животных человеком, делай благие дела, чтобы родиться снова им. Когда кормишь слабых, нуждающихся существ, этим самым ты обеляешь свою дорогу в жизни и в будущее. В моем доме живет мышь, живут насекомые, пусть живут, ведь у них нет дома.
Экстра-досье
Дхондуп Калсанг, преподаватель тибетского языка и буддийской философии Агинской Буддийской академии. Имеет высшее буддийское образование. Владеет хинди, тибетским, английским, русским, бурятским языками. Верен монашескому обету безбрачия. Сегодня является гражданином России.