Грозы в Думском королевстве

Политика, 11:29, 2 декабря 2009

Сказ о том, как краевые депутаты зампреда Правительства утверждали.

Среда 25 ноября выдалась напряженной. Вроде и погода за окном - живи и радуйся наступившей зиме, и бурь магнитных медики не фиксировали, ан на тебе, бабушка, и Юрьев день.

За считанные часы Алексей Кошелев стал самым популярным заместителем председателя правительства края не только в кулуарах власти и среди журналистов, но и среди простых обывателей, которые обычно зампредов не то что в лицо - по фамилиям не знают. А тут - у всех на устах.

Надо заметить, что главным ньюсмейкером дня Алексей Геннадьевич стал не по собственной воле. Впрочем, обо всем по порядку.

Свое мнение или "надо" сверху?

В первой половине дня в зале, где проходило пленарное заседание правительства края, на восьмом этаже, все шло своим чередом. Еле заметной изюминкой рабочего расписания, в которое уместились 42 вопроса и законопроекта для рассмотрения, стало тайное голосование. Депутаты должны были одобрить или отклонить кандидатуры членов Избирательной комиссии Забайкальского края, которые будут обладать правом решающего голоса, утвердить (или, опять же, не утвердить, что было маловероятно) кандидатуру Надежды Пьянниковой на должность заместителя Контрольно-счетной палаты Забайкальского края. Но главной предсказуемой интригой дня было согласование кандидатур для назначения на должности заместителей председателя краевого Правительства.

На этом поле обошлось без новшеств: губернатор выдвинул кандидатуры зампредов, работавших в этих должностях до голосования.

39 депутатов, не спеша, прошли в зал для голосований. Время тянулось медленно. Через двадцать минут, отведенных на голосование, подведением итогов еще и не пахло.

Однако нарушение регламента, как оказалось после, было мелочью по сравнению с тем, что предстояло выдержать хрупким нервам собравшихся.

Депутаты Заксобрания, одобрив кандидатуры Натальи Ждановой, Евгения Вишнякова, Геннадия Чупина, Александра Холмогорова и Жаргала Жигжитжапова, отклонили кандидатуру Алексея Кошелева. Против него проголосовали 16 депутатов из 39 присутствовавших. То есть поддержали кандидатуру 23 депутата вместо 25, положенных по закону.

Такого результата не ожидал, в первую очередь, Равиль Гениатулин.

- Вы меня убедили, что все будет хорошо, - обратился он к присутствующим. - Я не вижу, что все хорошо. Минус получили те, кто занимается сложнейшей черновой работой. Я прошу в перерыве поразмыслить над этим. Кошелев по заданию губернатора выполняет работу по расчистке финансовых завалов в муниципалитетах, - заявил губернатор, выйдя к трибуне. Металлические нотки в голосе Равиля Гениатулина не оставляли сомнений: губернатор зол.

Гениатулин отметил, что некоторые депутаты, возможно, прислушались к мнению глав муниципалитетов, где Кошелев проводил проверки. "Некоторые из них тянут на привлечение к уголовной ответственности", - заявил губернатор.

По закону, Равиль Гениатулин имел право повторно внести кандидатуру Алексея Кошелева на указанный пост. В случае повторного неодобрения депутатами губернатор был бы вынужден предложить на рассмотрение другого кандидата. Но никто не ожидал, что "работа над ошибками" пройдет в столь экстренном, и, не будем кривить душой, комичном порядке.

Видимо, депутаты в перерыве поразмыслили очень даже неплохо: после обеда в комнате для голосований вновь появились люди с бюллетенями. Дубль второй картины "Избрание зампреда" губернатору и иже с ним понравился, видимо, больше, нежели утренний "экспромт".

При раскладе 33 голоса "за" и 6 голосов "против" Кошелев остался на своем посту. Из 16 человек свое "нет" смогли повторить только шестеро. Удивительная лояльность, не правда ли?

Все было бы забавно, если бы не было так грустно. Уверена, переизбрание Алексея Кошелева станет хрестоматийным случаем в отношении того, как депутаты, даже под строгим взглядом губернатора, могут отстаивать свою точку зрения. И дело здесь не в самом Кошелеве и не в его работе. Дело в пресловутой "команде сверху", которая, по всей видимости, окончательно поломала в людях, за которых мы не так давно голосовали, умение (и желание) осмысленно делать выбор и отстаивать свои взгляды.

Запоздалый комментарий

Ближе к вечеру 27 ноября стала известна официальная реакция на произошедшее спикера Законодательного собрания Забайкальского края Анатолия Романова.

- Накануне мы встречались с каждым кандидатом, в том числе во фракции "Единая Россия". Я мог предположить, что на пленарном заседании вопросы возникнут по заместителю, курирующему вопросы ЖКХ. Но что сложности будут при согласовании Кошелева, не ожидал никак,- отметил Романов. - Мы много работаем с ним, и я могу с уверенностью сказать, что это один из самых квалифицированных специалистов в правительстве. Да, у Алексея Геннадьевича очень непростой характер. Да, это неудобный человек. Но депутаты должны были оценивать не личностные, а профессиональные качества, которые в данном случае не вызывают никаких сомнений.

И этого вдруг не произошло. Возникла крайне непонятная ситуация: публично никто из депутатов не высказал абсолютно никакого недовольства, а тайное голосование показало противоположные результаты. Можно было бы оставить все как есть, если бы хоть кто-нибудь, голосовавший против кандидатуры, объяснил свою позицию. Но поскольку открыто ни один человек на эту тему не высказался, фракция приняла решение о повторном голосовании. Теперь нас упрекают в непоследовательности и непринципиальности. Эти упреки пусть останутся на совести тех депутатов, которые последовательно и "принципиально" промолчали, поставив под удар все парламентское большинство.

Надеюсь, что все участники этого инцидента сделают свои выводы: и Алексей Кошелев, и депутатский корпус. Как бы то ни было, состоявшееся решение принято в интересах края - а это главное, - подчеркнул спикер Законодательного собрания.