По шпалам - домой по привычке
Электричек в 2010 году может стать в три раза меньше
Если руководство Забайкальской железной дороги и правительство края не найдут компромиссного варианта, многие дачники и жители городов и поселков, расположенных "в зоне охвата" электричек, останутся без средств передвижения. А цена этого вопроса огромна, она измеряется несколькими сотнями миллионов рублей.
"Репетицией" грядущих проблем была весна 2009 года. Вы помните? Из-за трудностей с финансированием работы электричек от Забайкальской железной дороги поступило предложение сократить число маршрутов пригородных поездов с 22-х до 14-и, однако даже такой вариант развития событий спровоцировал сильную социальную напряженность в крае. После переговоров администрации края с ОАО "РЖД" число маршрутов удалось сохранить.
Итак, что это за проблема и на какой стадии решения она находится сегодня?
Долги прошлых лет
Ежегодно разница в тех суммах, которые в качестве необходимой компенсации за электрички называет руководство Забайкальского филиала ОАО "РЖД", и тех, которые правительство края готово перечислять из краевого бюджета, разнятся на десятки миллионов рублей.
Так, в 2010 году, по расчетам железнодорожников, на бесперебойную работу всех маршрутов пригородных поездов потребуется почти двести миллионов рублей. В то время как край готов проплатить только чуть больше 70-ти, да и то с учетом долгов прошлых лет. Бюджет края-2010 специалисты называют чуть ли не самым проблемным за последнее десятилетие. Приостановлено действие многих социальных программ, дефицит зашкаливает за миллиард рублей. До сих пор вносятся поправки в бюджет 2009 года. Денег катастрофически не хватает даже на самое необходимое.
8 декабря краевое правительство утвердило проект соглашения о компенсации убытков, образовавшихся в результате выполнения в 2007-2008 годах социально-значимых перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном транспорте.
Сообщение по пригородным железнодорожным маршрутам при осуществлении социально-значимых перевозок осуществляется по согласованным с регионом тарифам. Компенсация убытков, которые несет Забайкальская железная дорога, оговорена в соглашении, которое ежегодно заключается между филиалом ОАО "РЖД" и правительством Забайкальского края. По результатам неполного исполнения бюджетов 2007-2008 годов край задолжал железнодорожникам более 56 миллионов рублей. Соглашение предполагает погашение имеющейся задолженности.
Вопрос за закрытой дверью
14 декабря правительство Забайкальского края и представители Забайкальской железной дороги в зале заседаний краевой администрации в 11-00 должны были подписать утвержденное несколько дней назад соглашение о ликвидации задолженности за пригородные поезда и услуги ЖКХ. Буквально за час до встречи большинству редакций краевых СМИ о предстоящем событии сообщила пресс-служба администрации Забайкальского края.
Однако журналистам увидеть процесс подписания документа не удалось: в начале двенадцатого заместитель председателя краевого правительства Алексей Кошелев, хитро улыбнувшись, кивнул всем присутствовавшим представителям власти на дверь. Этот знак все прекрасно поняли. Чиновники тихо удалились из зала заседаний, по всей видимости, в другой кабинет. По предварительной информации, против присутствия на подписании соглашения прессы были железнодорожники.
Как стало известно позже, документ не был подписан из-за того, что представители Забайкальской железной дороги не были знакомы с текстом соглашения, подготовленным администрацией. Позиция краевого правительства, изложенная в этом документе, не устроила железнодорожников. Было решено продолжить обсуждение вопроса. Следующая встреча губернатора края и начальника Забайкальской железной дороги по проблеме пригородных поездов должна состояться 21 декабря.
Деньги на будущее
В 2010 году из бюджета края на электрички из краевого бюджета планируется перечислить порядка 22 млн. рублей.
- В 2010 году у Забайкальской железной дороги не будет возможности покрывать расходы на пригородные поезда средствами грузовой компании. При нынешней позиции краевой администрации можно будет обеспечить работу лишь 7-8 электричек, - говорит Александр Баринов, начальник службы общественных связей Забайкальской железной дороги. - В бюджете края на 2010 год заложено порядка 22 млн. компенсации стоимости социально-значимых перевозок пассажиров в пригородном железнодорожном транспорте. Если правительство края вместе с этими деньгами вернет задолженность за 2007-2008 годы 56 млн., то в общей сложности получится порядка 70 млн. с лишним. Железная дорога, понимая социальную ответственность, вложит столько же. Получается 140 млн. На эти деньги смогут работать только 7-8 пар электричек.
Сегодня на линию ежедневно выходят 22 пригородных поезда. О том, что будет через несколько месяцев, говорить сложно. Год затянутых поясов вполне может стать годом кардинальных перемен, причем не в лучшую сторону. Можно ли "без жертв" решить эту проблему? Вопрос остается открытым. И с каждым днем все сильнее из обычного вопроса о будущем превращается в головную боль настоящего.