Осторожно, пешеход!
Так уж сложилось на российских дорогах, что во всех дорожно-транспортных происшествиях, как правило, винят водителя. Однако ради справедливости стоит отметить, что не всегда дорожная авария является последствием невнимательности или попустительства автолюбителя. Порой и пешеход ведет себя вопреки всем известной поговорке: "Пешеход всегда прав". С этим выводом согласен и старший инспектор по планированию отдельного батальона ДПС Управления ГИБДД по Забайкальскому краю Вячеслав Анисин, который согласился обсудить с "Автосалоном" проблему роста в столице Забайкалья числа ДТП с участием пешеходов.
? Вячеслав Анатольевич, прежде чем начать разговор о ситуации, сложившейся в Чите и Читинском районе с ДТП с участием пешеходов, приведите цифры официальной статистики в этой сфере?
- Начну с общей картины. Всего за прошедшие 11 месяцев текущего года в Чите и Читинском районе произошло более 500 ДТП, в которых погибло 89 человек и ранено 628.
По вине водителей за указанный период произошло 424 автомобильных аварии, в которых погибло 79 граждан и ранено 548.
Что касается пешеходов, то по их вине произошло 137 ДТП, в которых погибло 23 забайкальца и 123 были доставлены в больницу с различными ранениями.
? Если анализировать данные приведенной вами статистики, то из общего количества ДТП почти треть аварий совершены по вине пешеходов. По вашему, почему так происходит?
- К сожалению, большинство пешеходов не дисциплинированы и надеются на "русский авось". Мол, ничего страшного, если, я быстренько перебегу дорогу. В итоге такая безалаберность по отношению к безопасности дорожного движения нередко заканчивается печально.
Здесь стоит отметить, что проблема безопасности пешеходов образует замкнутый круг. Давайте представим, что все пешеходы в одночасье станут переходить дорогу только в положенном месте - по пешеходному переходу. И в это время нерадивые водители по разным причинам совершат наезд на человека в зоне действия знака "пешеход". Кроме основных печальных событий, это приведет (и приводит на сегодняшний день) к тому, что пешеходы перестанут доверять водителям, поскольку они не будут чувствовать себя в безопасности на "пешеходном переходе". Сегодня большинство граждан, перебегая дорогу, думают: "Какая разница, где меня собьют - на проезжей части или на "зебре". В этой ситуации необходимо повышать культуру как водителей, так и пешеходов. Используя при этом воспитательные и законодательные меры.
? А какое чаще всего правило нарушают пешеходы?
- Чтобы ответить на этот вопрос, опять же вернемся к аналитическим данным. Чаще всего пешеходы становят жертвами дорожной аварии, потому что:
- Переходят дорогу в неположенном месте.
- Выбегают на дорогу перед близко идущим транспортом.
- Неожиданно выходят на проезжую часть из-за стоящего транспорта.
Нередко ДТП совершаются по вине нетрезвых пешеходов.
? Понятно, что пешеходы не всегда поступают верно, но ведь иногда они как и водители становятся заложниками дорожных условий, которые сами по себе противоречат безопасности?
- Совершенно верно. Решать проблему роста количества ДТП с участием пешеходов нужно и путем улучшения дорожных условий. К примеру, в Чите очень часто совершаются наезды на пешеходов в районе Агинского тракта (чуть дальше слияния улиц Бабушкина-Ленина). Особенно в плохую погоду или темное время суток. А все потому, что эта трасса с большим потоком автомобилей плохо освещается. Мы неоднократно выходили на городскую администрацию с инициативой организовать в данном районе нормальное освещение, но пока никаких результатов не добились.
Далее. На сегодняшний день ведется реконструкция улицы Новобульварная. Согласно плану она будет шестиполосной. Но, насколько мне известно, при этом разработчиками данной улицы не предусмотрен подземный переход или так называемы "островок". И как, по-вашему, человек будет переходить шестиполосную дорогу? И таких вот примеров Чите много.
? Вы говорили, что для того чтобы решить проблему безопасности пешеходов кроме воспитательных мер, необходимо использовать и законодательные рычаги. Что вы имели виду?
- Я имел ввиду ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения.
На сегодняшний день для многих водителей штраф в 1 тысячу рублей за нарушение правил переезда пешеходного перехода не является достаточно жесткой мерой наказания. Точно также и для пешехода штраф в 200 рублей не является препятствием для перехода дороги в неположенном месте.
? Итак, подводя итог нашей беседы, давайте еще раз определим основные направления, в которых необходимо работать для снижения количества ДТП с участием пешеходов?
- Первое: необходима самодисциплина и воспитание как пешеходов, так и водителей. С нашей стороны мы продолжим активно вести пропаганду и профилактику безопасности дорожного движения.
Второе: не мешало бы ужесточить санкции за грубое нарушение правил дорожного движения. И третье, нужно уделять внимание состоянию дорожной сети: освещению улиц, организации пешеходных переходов и тротуаров и т.д.
Цифры:
В день сотрудниками отдельного батальона ДПС УГИБДД на территории Читы и Читинского района 150 человек подвергаются штрафу за нарушение правил перехода проезжей части. Всего количество наказанных за десять месяцев текущего года превысило 24 тысячи человек.
За 11 месяцев в Чите и Читинском районе в дорожных авариях погибло 89 человек, 31 из них пешеход.
В 2008 году на российских дорогах погибли 12 тысяч пешеходов и 83 тысячи получили ранения.