Судьба Владимира Киввы

Общество, 09:09, 7 июля 2010

Как советский дембель командиром ОМОНа стал.

Этот человек хорошо известен многим забайкальцам, подчас не имеющим к милиции никакого отношения. За 15 лет службы в читинском отряде милиции особого назначения "Коршун" полковник милиции Владимир Кивва стал одним из символов отряда, имя которого с подразделением связано уже неразрывно. Вообще этот человек - культовая фигура не только для забайкальской милиции. Из ста с лишним ОМОНов России, Читинский отряд единственный, в котором всего второй командир. В иных городах сменилось по 5-6 главных омоновцев.

Дембель. Комсомол. Милиция

Срочную службу уроженец Краснодарского края Володя Кивва проходил в мотострелковых частях ЗабВО. В 1978 году, не став возвращаться в родную Кубань, он устраивается на работу в ОВД Железнодорожного района Читы. Пришел по комсомольской путевке, как и многие его сверстники, дослужившиеся сегодня до больших погон.

Службу начинал сержантом милиции на должности милиционера 1 разряда в комсомольском молодежном экипаже. После окончания школы младшего и среднего командного состава Владимир Кивва становится младшим лейтенантом и принимает под свое начало отдельный моторизованный взвод, который охранял объекты, стоящие на пульте охраны, и поддерживал в районе общественный порядок.

"Году в 1980-м очень сильно доставал нас шапочный грабитель на проспекте Советов в районе магазина "Буратино". Была у него одна особенность - шапки он срывал строго через день", - вспоминает Владимир Анатольевич.

На дерзкого шапочника было решено поставить засаду. В роли живца выступали две дружинницы. Из вещдоков им выдали две дорогие шапки. Страховали около десятка сотрудников милиции в штатском. Вор на наживку клюнул. С шапкой в охапку парень бросился наутек. Сыщики пустились следом. Забег закончился почти возле Кенона. Потом выяснилось, что шапочными грабежами промышлял кандидат в мастера спорта по легкой атлетике.

В другой раз Владимиру Кивве пришлось в одиночку задерживать шестерых подгулявших офицеров, напавших на девушку-милиционера на Мемориале. Помог служебный пес по кличке Угрюмый, отличавшийся габаритами теленка и весьма суровым нравом.

"Вывел я Угрюмого, построил всю эту братию и повел их строем в Железнодорожный отдел. И никто не сопротивлялся, никто не кинулся их отбивать. Так вот магически тогда на правонарушителей действовали служебные собаки", - продолжает Владимир Кивва.

Иногда ощутимую головную боль доставляла молодежная дискотека, которая с начала 80-х годов начала проводиться в ДК Тепловозо-ремонтного завода (ТРЗ).

"Парней мы еще держали в узде, но в один момент распоясались девушки. В женском туалете начались грабежи. С ними боролись по-простому. Засылали туда дружинниц, когда они видели, что там намечается что-то нездоровое, то затевали там драку, а уж потом врывались мы", - говорит наш собеседник.

В пучине бурных 90-х

Следующим местом службы для будущего командира читинского ОМОНа стал ОВД Черновского района Читы. Начинал в 1983 году дежурным пульта централизованной охраны, но скоро перевелся в дежурную часть, став впоследствии ее начальником.

До начала 90-х годов Черновский райотдел работал днем относительно спокойно. Ночью самый разбросанный и многонаселенный район Читы оставался на "попечении" у оперативного дежурного с помощником, патрульного экипажа и экипажа медвытрезвителя. В 1992 году кривая преступности резко взлетела вверх. По Черновскому району стало регистрироваться до 100 преступлений в сутки.

"Появились малолетние беспризорники и токсикоманы. Из колодцев теплотрассы мы каждый день выуживали их по 3-5 человек. С машин, припаркованных во дворах, начали массово снимать колеса и лобовые стекла. Стали вспыхивать массовые драки местной молодежи с узбеками, живущими в общежитиях на улице Труда. Шпана мстила среднеазитам за то, что те спаивали их отцов, продавая из-под полы более дешевую водку", - делится воспоминаниями полковник Кивва.

Но самое пугающее наблюдение милиция сделала, анализируя всплеск квартирных краж. Если раньше воры в первую очередь несли деньги, золото или одежду, то с 92 года домушники начали активно воровать продукты. Первопричиной преступности стал социальный фактор.

ОМОН. Становление

"Когда Геннадий Алексеевич Сизиков формировал ОМОН, я уже занимал должность начальника штаба ОВД Черновского района. Как-то я поинтересовался у него насчет перевода. Сизиков обещал подумать", - продолжает полковник Кивва.

В начале 1995 года из ОМОНа в Черновский ОВД прибыл "гонец". Владимиру Кивве было предложено перейти на должность начальника штаба отряда. Времена, в которые наш собеседник стал вторым лицом ОМОНа, по его собственному признанию, были тяжелыми, но интересными.

"Зарплату выдавали из расчета 70 процентов личного состава. Деньги шли в первую очередь тем, кто ехал в командировки на Кавказ, остальные жили на голодном финансовом пайке. Но парни работали от души. Это было время фанатов своего дела", - говорит Владимир Анатольевич.

90-е годы в Чите, как и в целом по России, были временем "масок-шоу". Выезд милицейского спецназа на бандитские "стрелки" в то время был почти единственным способом преодолеть вал криминальной вседозволенности.

Из тех парней, которые в 93-м пришли в ОМОН при Геннадии Сизикове, вышел целый отряд полковников и подполковников, занимающих руководящие роли в УВД края, много орденоносцев, кое-кто уже на пенсии. Офицеры "сизиковского" набора Андрей Фалилеев и Дмитрий Степанов, ушли на гражданку с должностей замначальника УВД Агинского округа и заместителя начальника управления по борьбе с оргпреступностью.

А еще была Чечня. В первую командировку полковник Кивва поехал через полтора месяца после прихода в ОМОН. Сначала на три месяца. Потом их срок планомерно дорос до полугода, а потом и потерялся счет самим командировкам.

"Выездов на Кавказ было больше 20. Это я считаю только те поездки, которые продолжались хотя бы больше месяца. Выезды по 3-4 дня я уже и не считаю. Крайний раз был в боевой командировке в 2003 году, тогда провел на Кавказе 9 месяцев", - рассказывает командир ОМОНа.

Несколько лет назад Центр руководства деятельностью спецназа решил, что командиров региональных ОМОНов отрывать на несколько месяцев от подразделения нежелательно. Теперь сводными группами на Северном Кавказе командуют заместители Владимира Анатольевича. С весны 2008 года читинский ОМОН несет службу в одном из районов республики Ингушетия. Третья сводная группа, поехавшая туда в марте нынешнего года, стала 35-й группой нашего ОМОНа, поехавшей на Кавказ с 1995 года.

Дела сегодняшние

Командиру отряда работы хватает и в Чите. Вопреки распространенному мнению, труд командира спецподразделения - это не только бесконечные учения и тренировки. Очень много времени приходится отдавать административно-хозяйственной работе.

В 2000 году, когда отряд принимал Владимир Кивва, ему досталось одно здание и небольшой кусок земли рядом. Сегодня база Читинского ОМОНа представляет собой более десятка строений различного назначения, за счет территории закрывшейся рядом базы были построены плац и полоса препятствий, лучшая во всем в Забайкалье.

"Большая удача, что два года назад удалось отвоевать бывшее войсковое стрельбище в поселке Застепь. Теперь у бойцов есть возможность совершенствовать там навыки стрельбы практически из любого оружия", - делится Владимир Анатольевич.

Немало пришлось потрудиться, оформляя для отряда имя собственное - "Коршун". Но овчинка стоила выделки. Наш ОМОН стал третьим спецподразделением в стране, официально зарегистрировавшим свое наименование.

Не забыта и милицейская работа. Полковник Кивва лично руководит работой подчиненных на всех общегородских массовых мероприятиях, которые для ОМОНа - почти рабочее место.

"Сам стараюсь не расслабляться и заместителям своим не даю. Рано или поздно мне уходить на пенсию, а кому-то из них расти по карьерной лестнице", - продолжает Владимир Кивва.

То, что он уйдет на гражданку, командир ОМОНа не сомневается. Бесконечно долго руководить спецподразделением невозможно. Не сомневается Владимир Кивва, что останется жить в Забайкалье, а не вернется в родную Кубань.

"Я полюбил этот регион, здешних людей и климат. Дальнейшую жизнь собираюсь связать именно с Забайкальем", - подводит черту под своим рассказом Владимир Кивва.

Позади у него 32 года кропотливой и насыщенной милицейской работы, полной огромной ответственности, в том числе 15 лет службы в главном спецназе Забайкалья. За душой неистребимое желание работать на благо общества. А впереди еще целая жизнь…

                                                                                                                                       Василий СОСНИН