Скрещение копий

Происшествия, 13:48, 24 сентября 2010

В Забайкалье провалилось обсуждение проекта закона «О полиции»

Президент страны сделал уникальную вещь – выложил обсуждение закона «О полиции» в сеть. Однако заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Мельников считает, что забайкальцы заняли довольно пассивную позицию и не торопятся предлагать какие-либо изменения в главный документ, регламентирующий деятельность правоохранительных органов, который должен вступить в силу с 1 января 2011 года.

Меры кардинальные, но необходимые

Член Совета Федерации Владимир Мельников рассказал, что за неделю, пока пребывал в забайкальской столице, он постоянно интересовался местной прессой – смотрел телесюжеты, слушал радио, читал газеты и просматривал новости в Интернете.

- Я с удивлением отметил, что СМИ Читы весьма пассивно отреагировали на готовящийся федеральный закон «О полиции», вяло призывают общественность к обсуждению этого документа. Закон очень серьезный, касается каждого россиянина, поэтому необходимо, чтобы он сначала прошел общественное обсуждение. Однако на сегодняшний день на специально созданном сайте, к сожалению, практически нет конкретных предложений по изменению этого закона, - считает Мельников. – В основном все обсуждения сводятся к эмоциональным высказываниям и неконструктивной критике.

Сам Мельников не отрицает, что закон требует очень серьезных и конкретных доработок. Так, в законе указано о выборности должности участкового уполномоченного, что, по мнению члена СФ, может привести к тому, что не те люди будут занимать эти должности. Также вызывает много вопросов и взаимодействие между органами местного самоуправления и полиции. И еще один вопрос, который Мельников отнес к эмоциональным, это название структуры: как же все-таки ее называть – милицией или полицией?

- По моему мнению, подобные реформы требовались давно. Во-первых, структура МВД давно отстала от развития общества. За последние почти 20 лет в старый закон о милиции было внесено более 40 изменений. На сегодняшний день сотрудники милиции выполняют более 90 несвойственных им функций, например, занимаются розыском скрывающихся призывников, тогда как их основная деятельность – охрана правопорядка. Их деятельность регламентируют около 10 тысяч различных нормативно-правовых документов. Не каждый милиционер может их назвать-то, не то что выполнить, - сказал Владимир Мельников.

Также он добавил, что, несмотря на сокращение численности сотрудников органов внутренних дел порядка на 200 тысяч человек, содержание всей системы МВД станет дороже – новый закон обуславливает повышение зарплат милиционеров и обеспечение их жильем.

Бить по голове нельзя. Это закон

Надо сказать, что в новом законе «О полиции» масса как положительных моментов, так и отрицательных. Радует, что теперь ужесточились критерии приема на службу в органы внутренних дел. Также по новому законодательству можно в два счета быть уволенным – в старом законе о милиции законодатель предусмотрел 14 оснований для увольнения, теперь же их почти удвоили. К слову, по последним данным, штат МВД больше штата Минобороны. И – опять же – к слову, большинство пунктиков об увольнении – это невыполнение приказа или нарушение должностных инструкций, а вот про оскорбление и унижение достоинства гражданина – молчок. Правда, запрет бить граждан по голове в законе прописан отдельно. Хоть на том спасибо.

После просмотра сайта, где россияне больше месяца могли комментировать и предлагать изменения закона, становится ясно, какие конкретно пункты документа вызываются наиболее бурную реакцию у народа. Мы приведем примеры статей (см. таблицу), которые вызвали наибольшую волну протестов, комментариев и предложений по изменению.

- Документ, безусловно, сырой и требует доработки, - считает Владимир Мельников. – Например, статья 15 гласит: «Сотрудник полиции получает право беспрепятственного проникновения в жилище». Ранее на это требовалась санкция прокурора. Здесь, я считаю, необходимо четко прописать случаи, при которых такое право возникает.

Но наших граждан также возмущает и то, что это положение противоречит ст.25 Конституции РФ, в которой сказано что, «жилище неприкосновенно».

Также теперь сотрудник полиции может «беспрепятственно, на безвозмездной основе в служебных целях воспользоваться средствами связи» (п. 41 ст. 13), а также или транспортом граждан «с отстранением при необходимости водителей от управления этими транспортными средствами» (п.42 ст.13). В этих вопросах россиян больше всего пугает слово «безвозмездно» - моменты возмещения человеку средств за потраченный полицейским в погоне за преступниками бензин или за телефонные переговоры по мобильнику не оговорены. Кроме того, весьма размыта и формулировка пункта, согласно которому сотрудник полиции имеет право "применять на срок, не превышающий одного часа, ограничение свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов...". И ни слова об основаниях. В старом законе хотя бы упоминались «достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении". Нетрудно представить, что теперь начнется – торопишься на вокзал (на учебу, на работу, в роддом)? Ничего, подождешь – полиция проверяет твои документы. Хотя неужели для этого нужен час? Документы либо есть, либо нет.

Обсуждений данного проекта очень много, большая часть из них – весьма конструктивна. И сквозь все комментарии и предложения красной нитью сквозит две мысли, которые повторяются разными людьми почти слово в слово – наши граждане хотят от милиции (или полиции?) честности и защиты своих прав. Может именно сейчас общественность и институт исполнительной власти наконец-таки услышат друг друга?