Автоминиатюры

Культура, 11:18, 12 декабря 2007
Тот, чье детство пришлось на период позднего Брежнева - раннего Горбачева почти наверняка помнит, какая трепетная радость охватывала детскую сущность при виде их. "Моделки" - маленькие, с соблюдением всех пропорций, модели автомобилей. И невдомек было нам, детворе, что "моделки" - это вовсе не игрушки, а предназначенные для коллекционирования модели реальной техники в масштабе 1:43. К сожалению, коллекционирование моделей автомобилей - увлечение вымирающее. Достаточного количества миниатюрной техники промышленность уже просто не выпускает. Собственный "Москвич" в 9 лет В Забайкалье одним из последних представителей данного направления является житель Читы Андрей Шептунов. В его небольшой квартирке расположился настоящий автопарк из трехсот с лишним моделей автомобилей, тракторов, боевой и специальной техники. - Направленность у меня четкая - модели только отечественных машин. Иномарки не собираю принципиально, - рассказывает коллекционер, для зрелищности расставляя на столе некоторые из экземпляров своей коллекции. Начиналось хобби в далеком 1975 году. На 23 февраля родители купили 9-летнему Андрею модель автомобиля "Москвич-403". Подарок казался царским. Ребенка завораживала реалистичность автомобиля и проработанность мельчайших деталей кузова и салона. У машины открывались все двери, багажник. На колесах можно было разглядеть даже эмблему "Москвича". Свою первую модель Андрей до сих пор бережно хранит у себя дома. Вторым экземпляром в коллекции был "Москвич-412", потом был "Москвич-408". А дальше все неудержимо понеслось вперед. Поначалу, рассказывает Андрей Иванович, было тяжело. Автомодели стоили от 3 до 10 рублей. У советского пионера больших денег не могло быть по определению. Помогали родители, родственники. Шли в ход карманные деньги. Во взрослой жизни процесс пошел веселее. Работая после института снабженцем на одном из предприятий города, наш собеседник имел возможность ездить по стране и покупать интересующие его модели. География поездок ширилась, коллекция безудержно росла. - Году в 1989-90-м я вдруг понял, что собрал практически все, что тогда выпускала наша промышленность. У меня было все - от "Руссо-Балтов" до новых "Волг". И тогда мной овладела грусть. Но случай свел с человеком, который профессионально занимался изготовлением моделей автомобилей, - продолжает Андрей Шептунов. Читинец Сергей Буторин с соблюдением всех масштабных пропорций делал модели, в основном, грузовых автомобилей. Его машины почти не отличались от моделей фабричного производства. Прошедшее время здесь употребляется не случайно. Несколько лет назад он трагически погиб неподалеку от Забайкальска. Умер и еще один создатель автомоделей. Скончался преподаватель областной станции юных техников Александр Иванович Долаберидзе. Делать модели в Чите теперь не кому. О номерных донцах и бизнесменах-коллекционерах К сожалению, продемонстрировать нам всю коллекцию Андрей Иванович не смог. Большая часть сейчас запакована и готовится к транспортировке. В грядущий понедельник, 17 декабря, в 16 часов в областном художественном музее откроется выставка собранных им моделей. Но даже то, что осталось, впечатляет. На столе перед нами выстраиваются в ряд МАЗы, "Кировцы", "Чайки", "Волги", другие машины. - Китайские модели российских автомобилей я в коллекцию стараюсь не брать. По большему счету они и моделями то не являются. Китайцы, конечно, ставят на них масштаб. Но он почти всегда не соблюдается, - сетует собеседник "Экстры". Второй минус китайских автомоделей - непроработка деталей. Наши машинки сделаны из металла. Китайские - чаще всего, штампуются из пластмассы. В отличие от российских аналогов в них открывается не все, что снижает ценность моделей у их коллекционеров. Самым ценным экземпляром своей коллекции Андрей Шептунов называет модель микроавтобуса РАФ-2907, предназначенного для сопровождения олимпийского огня на Олимпиаде-80 в Москве. - Такой машины в Чите нет точно. Чрезвычайно редкий экземпляр. Их было выпущено крайне ограниченное число. В свое время она обошлась мне в 500 долларов, - продолжает Андрей Иванович. Второй по редкости экземпляр - это электрифицированный лимузин "Чайка". В багажник модели вставляются две батарейки, от которых работаю передние и задние фары. Такие модели тоже мало у кого есть. Вообще в Чите коллекционеров моделей автомобильной техники осталось несколько человек. - Самая богатая коллекция у одного из крупных предпринимателей-строителей. Он себе может позволить такие модели, о которых мне остается только мечтать. Есть еще один товарищ, который делает упор на иномарки. Я предлагал сделать ему совместную выставку, но он не захотел, - говорит коллекционер Шептунов. В завершении беседы Андрей Иванович поделился некоторыми профессиональными секретами. Оказывается, самым ценным элементом модели является ее донце, да не простое, а номерное. Модели с номерами выпускались в Советском Союзе до середины 80-х годов. Сейчас это своего рода библиографическая редкость. За одно металлические донце (без самой модели) коллекционеры готовы платить до 100 долларов. Но получается это не всегда. Моделей с номерными донцами с каждым годом остается все меньше и меньше. А скоро умрет и само автомодельное коллекционирование. А может возродится…