Инспекторы неба
Борт президента авиадиспетчеры ведут как обычный самолет.
Вот уж чья служба поистине "на первый взгляд, как будто, не видна" - так это служба авиадиспетчеров. Пока мы удивляемся героизму и бесстрашию летчиков, поднимающих в небо огромные железные махины, эти люди сидят за мониторами, скрытые от посторонних глаз, но при этом сами этими глазами, по сути, и являются - для пилотов.
Накануне Международного дня авиадиспетчеров секреты своей работы нам согласился открыть и.о. руководителя полетов Читинского центра обслуживания воздушного движения (ОВД) Андрей ЖАПОВ.
Авиадиспетчером Андрей Николаевич работает с 1996 года. Такие сроки здесь не редкость, а, скорее, закономерность - профессия специфичная и навыки, которыми владеют диспетчеры, мало где еще могут в жизни пригодиться. Потому и текучка кадров здесь совсем небольшая, и коллектив, в основном, возрастной - молодежь сейчас не очень-то стремится идти в профессию.
? Андрей Николаевич, как вы стали авиадиспетчером?
- Я был пилотом в Читинском авиаотряде, но в 1996 году произошел экономический развал нашего аэропорта, и так получилось, что отряд расформировали. Были организованы курсы по переучиванию пилотов на диспетчеров при Санкт-Петербургской академии гражданской авиации. Нас, пятерых пилотов, послали на эти курсы, и потом приняли сюда - так мы до сих пор все здесь работаем.
? Как часто проходят стажировки диспетчеров?
- Каждые два года у нас проводят курсы повышения квалификации по английскому языку. Остальные курсы - по авиационным документам - проводит учебный центр в Иркутске. Бывают у нас и заграничные поездки - опять же для практики английского языка. Это Майами в США, при авиакомпании "ПанАмерикан"; в Англии город Борнмут - этот город ориентирован как раз на изучение английского языка для иностранцев. Все, кто допущен к управлению воздушным движением, уже съездили туда и не по одному разу.
Вообще, профессия авиадиспетчера считается одной из самых трудных и стрессовых, потому и условия труда у них особые, и льготы имеются вполне хорошие. Диспетчер имеет право на досрочный выход на пенсию, если прослужил не менее 10 лет. Может один раз в год бесплатно полететь в любую точку земного шара и взять с собой одного члена семьи - ему билет обойдется в полцены. Отпуск диспетчера составляет 70 календарных дней.
Наверное, профессия накладывает отпечаток: диспетчеры - люди довольно суеверные: поминутно сплевывают через левое плечо и стучат по дереву. А еще они в своей речи стараются никогда не употреблять слово "последний".
"Боинги" летят над нашей зоной…
Зона ответственности Читинского центра ОВД охватывает всю территорию Забайкальского края. Через нее проходят транссибирские трассы, соединяющие Европу с Японией и Кореей, два кроссполярных маршрута, соединяющие Северную Америку и Юго-Восточную Азию. То есть над нашими головами "Боинги" летят в Сингапур, Японию, Корею, США, а мы об этом даже не догадываемся.
Диспетчеры подразделяются по районам ответственности - есть диспетчеры руления, диспетчеры старта и посадки, диспетчеры круга, диспетчеры районного центра и т.д.
Работают ударно - в шесть смен: день-утро-ночь. День длится 9 часов, утро - 7 часов, ночь - 10,5 часов. В одной смене выходит 8-9 человек. Рабочий день начинается с традиционного медосмотра - без него на смену не выпустят.
Свой пост авиадиспетчеру покидать нельзя, даже если он не ведёт переговоры. Если отлучиться необходимо, то обязательно нужно попросить замену.
? Насколько часто за годы работы приходилось сталкиваться с внештатными ситуациями? Может, авиакатастрофу случалось предотвратить?
- На моей памяти ничего такого серьезного не было, тьфу-тьфу-тьфу. Были небольшие отказы связи, но все разрешалось благополучно. Был случай в другой смене: шел самолет рано утром, часов в шесть утра, и у них был больной на борту. Они запросили аэропорт Чита как запасной, чтобы сесть и оказать помощь. Самолет посадили, только наш аэропорт с семи часов открывается - я имею в виду техническую базу, отдел перевозок. Но ничего, вызвали скорую помощь, больному помогли, сейчас он жив-здоров. В нашу смену тоже была похожая ситуация: больной на борту, но они запросили посадку в Чульмане, в Якутии. И мы по кратчайшему расстоянию, прямо с трассы, направили их на Чульман, согласовали с диспетчером смежного сектора Чульмана. Потом мы узнавали: прибыл вовремя, так же оказали помощь человеку, спасли жизнь.
? Как вы относитесь к поступку Виталия Калоева? Вообще, какую ответственность несет диспетчер, если, не дай бог, случается авиакатастрофа по его вине?
- Конечно, диспетчер, если виноват, несет уголовную ответственность. Поэтому очень важно не отвлекаться во время работы, от тебя зависит жизнь людей, это большая ответственность. А что касается поступка Калоева - все люди разные, эмоции у всех разные. А тогда - это ведь, конечно, было большое горе, человек потерял всю семью, так что тут я не могу судить. Человек - кавказец, горячий нрав, менталитет такой.
Что такое "литер А"?
? Когда в Читу прилетают высшие официальные лица, вам даются какие-то особые указания?
- Нет, у нас общий аэропортовый режим, работаем как обычно. Это такие же люди, просто, может быть, ответственность немного больше. Ну и пропускной режим на проходных ужесточается. И еще для борта президента в документах есть соответствующие правила, чтобы интервалы немного были побольше, чем обычно, то есть расстояние от других бортов. А также мы должны докладывать о входе-выходе в зону соответствующим органам, ПВО, например.
? А как между собой называете борт президента?
- Литер А.
? А как быть с неустановленными воздушными суднами, которые нарушают федеральные правила использования воздушного пространства? Обращаетесь к ПВО?
- Ну у ПВО своя служба отслеживания, они принуждают такое судно выполнить посадку. Если оно маленькое, привлекаются местные силы - МВД, ФСБ. И дальше уже по инстанциям. Потому что нарушение воздушного пространства может помешать другим воздушным судам. То же касается дельтапланеристов.
Покидая "логово" диспетчеров, я сама вдруг чувствую себя словно самолет в небе - необыкновенный подъем и легкость в душе. Каждый день эти скромные люди, которым пассажиры волей-неволей доверяют жизни, делают свое отважное незаметное дело, делают от души и качественно. Поэтому летать мне теперь будет не страшно - ведь я знаю, что с земли нас ведут внимательные глаза наших "воздушных" проводников.