Царство лёгкого дыхания
Школа для малышей, больных туберкулёзом, учит не только выживать, но и бороться.
Снег ложится на огромные лапы елей, на восемь деревянных домиков, отделённых от города, будто океаном от материка, бетонным забором. За ним – суета, пробки, скользкие дороги, а здесь приближается время второго завтрака.
В санаторно-лесной школе - здесь, на окраине Читы, рядом с базой «Берёзка», живут дети, больные туберкулёзом. Их учат бороться с этим недугом, которого так боятся взрослые. Детки здесь совсем маленькие – всего пятьдесят человек с первого по четвёртый класс. Хотелось бы принять побольше, да нормативы не позволяют: на каждого ребёнка должно быть по три с лишним метра «жизненного пространства», а домиков хоть и восемь, но не такие уж они и большие.
Если б купцы могли знать
Они, кстати, сложены много лет назад. Директор школы Николай Лучкин, показывая на резьбу, говорит, что сделали её в конце восемнадцатого века. Здесь раньше были купеческие дачи, а купцы не скупились на красоте да на качестве. В некоторых местах резьба, которой украшены крыши, поломалась, но это дело второе: восстановить её не сложно. Тем более, что в этом году учителя и воспитатели вручную сделали не только ремонт в помещениях, но и разными красками разрисовали фасады зданий.
…Снег укрыл небольшую поленницу, притулившуюся у домика администрации. Здесь тоже обновили многое: чистотой сияют персиковые и нежно-изумрудные стены, на белых подоконниках стоят цветы. На пушистую застекольную зиму любопытно глядят желтыми глазёнками хризантемы, прячут ещё не распустившиеся бутоны две кустистые розы. Как называется остальная пестрота и зелень в этой комнате – не знаю.
- Я их с дачи привез, - чуть смущаясь, говорит Николай Григорьевич. – Увлекаюсь этим.
На стенах висят фотографии, с которых в комнату рвётся буйство цветущего багульника. Фотография – это всё тоже увлечения директора школы. Позже, когда я предложу сфотографировать его на фоне снегопада и огромной разлапистой сосны, он будет подсказывать, «как лучше» - умение продумывать ракурс и здесь даёт о себе знать.
«Это сделали, это будем делать»
Ещё одно важное улучшение школы – тёплые туалеты. Каким бы диким это не казалось, но дети с диагнозом «туберкулёз» зимой раньше бегали в туалеты на улице. Корпусы-дачи до ремонта тоже были в не очень завидном состоянии: вело стены, «плыли» полы.
- Понемногу делаем, сидеть на месте не хочется, - говорит Николай Григорьевич.
«Понемногу» - это покупка на сэкономленные от годового финансирования деньги ГАЗели. Она школе необходима: как-никак, у директора, майора запаса, есаула, воспитанники знакомы с казачеством не только по огромному стенду в учебном корпусе.
- Они же у меня казачата, - гордится он.
У казачат есть форма, и участвуют они во многих мероприятиях казачьего круга, поют и танцуют. За последнее время удалось нашить даже специальные костюмы для выступлений, так что ребятне скучно не живётся.
На территории, где по теплу на деревьях постукивают дятлы, есть тропа здоровья. Это маленькая дорога жизни для малышей, которые во чтобы то ни стало должны выздороветь. Зимой тропа здоровья становится лыжнёй. В планах Николая Лучкина – залить на будущий год небольшую хоккейную коробку и отремонтировать ещё один корпус, до которого руки не дошли нынче. Здесь будет оборудован спортзал.
В свои шестьдесят Николай Григорьевич даст фору многим молодым. В уголке приёмной стоит гантеля, а в комнатке рядом – устройство (как же бы объяснить, что за штука такая) для спортивных тренировок. В общем, чтобы «вот этого не было», как сказал директор, со смехом похлопывая себя по животу. К «устройству» прилагается крохотный мягкий коврик для бережного отношения к коленям, которые, как известно, при рвении к спортивным рекордам и стройным фигурам могут пострадать.
Во саду ли…
Каждое лето огромная территория зарастала травой по пояс. Малыши, если бы оставались на каникулы, терялись бы в этих зарослях. Пришлось купить газонокосилку, и этим летом пусть не везде, но на большей части лесной школы появился травяной ёршик, почти английский газон.
Ещё одна задумка директора – сделать здесь летний лагерь, чтобы ребятишки оставались и на лето, были под присмотром и «при деле».
В этом году здесь распахали часть территории, посадили картошку, а осенью удивились сами: целая тонна урожая получилась. В следующем хотят садить не только картофель, но и морковку со свеклой. Ребятне огородная возня только в радость.
Несколько месяцев назад работники школы договорились с ближайшим лесхозом и высадили на территории десятки крохотных ёлочек, берёз и сосёнок.
- На место тех, которые не приживутся, весной ещё привезём, - по-хозяйски планирует Николай Григорьевич.
Из учебного корпуса выходят малыши и, завидев нас, гурьбой бросаются к директору. Кто обнимает, кто, не умолкая, щебечет:
- Николай Григорьич, а Ваня ветку сломал! Николай Григорьич, скажите ему, чтобы больше не лез! Николай Григорьич, новый год скоро!
- Ладно, идите в столовую, - улыбается директор, послушав всех, ответив каждому. И ватага по скрипящему снежку, мимо дворника Льва Ивановича, топает на второй завтрак.
Кружит хлопьями снег, детский гомон удаляется, выходит ещё один класс, и вновь рисуется та же самая картина: смех, радость, обнимающиеся ребятишки и задор в глазах. Школа живёт по своему, особому, нерушимому режиму, который щитом заслоняет от грусти и уныния. Здесь детей учат не только дышать здоровым и чистым воздухом, но и помогают сделать так, чтобы ребёнок дышал здоровыми и чистыми лёгкими.