Игрушки для Кремля
Забайкальцы делают украшения для главной ёлки страны.
Два мастера - Сергей Баженов, преподаватель детской художественной школы города Петровск-Забайкальский, и Саяна Шухэртуева, художник Агинского театра современной драмы и синтеза «Далите» - представили Забайкальский край на главном празднике страны - кремлёвской ёлке. Игрушки, созданные ими вручную, были отправлены в Москву в начале декабря.
К сожалению, дозвониться до Саяны Шухэртуевой не удалось. В администрации Агинского района попросили перезвонить в администрацию посёлка, а после телефон Саяны, если его верно продиктовали, был выключен.
Сергея Баженова наш звонок «застал» на улице.
- Перезвоните минут через сорок, я буду уже на работе, - попросил Сергей. К тому времени уже не верилось, что материал про забайкальские игрушки будет сдан в номер, и, откладывая разговор менее, чем на час, казалось, что он и вовсе не состоится.
- Алло, - Сергей взял трубку после первого гудка. – Да, время есть. О чём вы хотели спросить?
Об игрушках
На самом деле для кремлёвской ёлки Сергей вырезал из дерева композицию из двух девушек: одну «нарядил» в национальную одежду, другую – в одежду семейских. Эта игрушка стала символом нашего региона, формально объединённого совсем недавно, однако объединяющего культуру двух народов в течение многих веков.
- Конкретно ёлочными игрушками я не занимался, - объясняет мастер. – Мне просто позвонили из края и попросили сделать игрушку на московскую ёлку. Я больше берестой занимаюсь, поэтому и фигурки девушек сделаны из бересты, только головы точёные.
Крохотные глаза, губы, носики, - Сергей вытачивал из дерева разве что не под микроскопом, настолько «настоящими» получились игрушечные личики. В последнее время преподаватель художественной школы, кстати, с бересты переключился на резьбу по дереву.
О работе и увлечении
Сергей Баженов преподаёт в художественной школе рисунок, живопись и композицию. И двадцать лет в свободное время занимается техникой плетения из бересты.
- Сейчас сложно сказать, что подтолкнуло, с чего всё началось. Просто было интересно, вот и начал делать туески, тиснения, потом – занялся ещё и росписью, резьбой, - рассказывает Сергей.
Своё увлечение он перенёс и на работу: написал для учеников школы специальную образовательную программу изготовления из бересты. Так увлечение стало любимой работой. Впрочем, они и раньше были неразделимы: со школьных лет Сергею нравилось рисовать. После он поступил в Читу, а потом и в Хабаровск на художественно-графическое отделение института. А ещё позже, держа в руках диплом, вернулся работать в родной город.
Об учениках и чистоте в доме
За годы работы Сергей научил подчинять строгие каноны рисования и черчения творчеству не один десяток мальчишек и девчонок.
- Ученики есть, - отвечает он на вопрос о последователях своего дела, - но они немного в другой области работают. В основном это дизайн одежды.
Он придерживается правила, что знания, которые дают в школе, могут помочь абсолютно во всех видах творчества, потому что, в первую очередь, детей учат не лениться, прислушиваться к себе, работать со своими идеями и воплощать их в жизнь.
Говоря об этом, Сергей произносит: «Кому что положено, то и будет».
- Вы фаталист? – спрашиваю.
- Видимо, фаталист, - улыбается мой собеседник. – Обстоятельства можно изменить, но если кому что предначертано, я думаю, то и будет.
Изменять обстоятельства и переезжать из Петровска с полуразрушенным заводом-гигантом, романтичной Дамской улицей и музеем-острогом декабристов Сергей не собирается.
- Думал ли уехать? Не знаю, вряд ли… Сейчас здесь у меня старенькие родители. Дети уже разъехались, учатся: дочь – в Иркутске, двое сыновей – в педагогическом колледже на отделении физической культуры, жена работает здесь фармацевтом.
Жизнь течёт размеренно и спокойно, а раскрашивать её помогает любимое дело: начиная делать новую вещь, черновую работу Сергей выполняет в мастерской, потом несёт изделие домой и там уже «доводит его до ума», делает начисто.
О заказах и подарках
Сегодня спросом у мастера пользуются берестяные короба, на которых он вырезает картины по забайкальским, как говорит сам, мотивам. Один такой короб вмещает около семи литров объёма, в высоту делается примерно тридцать сантиметров и стоит около пяти тысяч рублей. Очень часто люди просят сделать короб не прямоугольным, как в старину, а овальным.
Не так давно заказ на сувенир - декорированное блюдо с орнаментом, украшенное привязной берестой, - поступил из администрации региона. Насколько известно, эта уникальная работа была подарена губернатору Забайкальского края Равилю Гениатулину.
Ещё один заказчик попросил сделать шкатулку в форме храма с одним куполом, Сергей заказ выполнил.
- Вы сам верующий? - спрашиваю.
В телефонной трубке на несколько секунд замирает тишина.
- Пытаюсь к этому прийти, - наконец отвечает Сергей Баженов.
Уже почти год он трудится над шкатулкой в форме храма с пятью куполами, вырезает все мельчайшие детали. Посмеивается: «Надеюсь, скоро доделаю».
О будущем
На вопрос о том, собирается ли он привозить свои изделия в Читу и в другие районы края на продажу, школьный учитель отвечает, что заказов и сегодня хватает, чтобы не стоять на одном месте и бездельничать.
Но некоторые планы на Читу у Баженова всё-таки имеются.
- Есть при отделе культуры точка реализации сувениров. Может быть, через неё. Но всё равно будем выходить на город.
Родных и близких в канун Нового года берестяными и деревянными работами не удивишь – ко всему привыкли, вот и покупает Сергей подарки в самом обычном магазине: то, о чём родной человек мечтает, что пригодится и подарит хорошее настроение.
- Я вам фото своих работ по электронке вышлю, - обещает он в конце разговора. И высылает. Такие, при взгляде на которые хочется взять их в руки и почувствовать тепло живого дерева, забайкальского ветра, огромного неба, свободного народа и Мастера, создавших эту красоту. Хотя… вряд ли потом с ней удастся расстаться, оставив на магазинной полке.