И у стен есть "уши"
Жительница Краснокаменска обнаружила у себя дома «прослушку».
Благодаря забайкальским правозащитникам история о том, как жительница Краснокаменска Наталья Ушакова обнаружила у себя дома на кухне профессиональное прослушивающее устройство с серийным номером «К 817226» разнеслась по местным и федеральным СМИ молниеносно. Еще бы, с таким дерзким вторжением в частную жизнь граждан на практике забайкальские правозащитники и силовики столкнулись впервые.
Подозрительный предмет цилиндрической формы (похожий на микрофон) заводского изготовления с маркировкой «К-817226» Наталья Ушакова случайно обнаружила на кухне своей квартиры — между трубой отопления и полом 28 ноября 2010 года.
- Провода от этой «штуки» уходили сквозь перекрытие в расположенную этажом ниже квартиру, где проживает бывший сотрудник милиции, - рассказывает Наталья Ушакова.
Не долго думая, на следующий же день она подала заявление в межрайонный следственный комитет и отдел ФСБ города Краснокаменска по поводу вторжения в частную жизнь ее семьи.
В тот же день в квартиру Ушаковых прибыли следователь следственного комитета, сотрудник ФСБ и эксперт ОВД.
- Они осмотрели кухню и изъяли подслушивающее устройство. Но отказались выполнять неотложные действия по сбору и фиксации доказательств, несмотря на явные признаки преступления, - говорит Виталий Черкасов, директор Забайкальского правозащитного центра, в который обратилась Ушакова за юридической помощью.
Как утверждает Наталья, в тот момент, когда сотрудники находились на её кухне, в свою квартиру пробежала соседка снизу.
- После этого послушались характерные звуки около трубы отопления, словно кто-то снизу пытается выдернуть провода, - вспоминает Наталья.
Как поясняет Ушакова далее, она предложила сотрудникам спуститься в квартиру соседа, чтобы успеть зафиксировать наличие проводов в его квартире и получить объяснение, на каком основании они проведены в чужую квартиру. Но следователь прокуратуры заявил, что они якобы не могут сделать этого без разрешения суда.
- В этой ситуации, можно говорить о явных признаках преступления, предусмотренного частью 2 статьи 137 УК «Незаконное собирание сведений о частной жизни лица, совершенное с использованием служебного положения», - говорит Виталий Черкасов. - Отказ компетентных органов выполнить свою работу оперативно и эффективно наводит на обоснованные подозрения, что виновником вторжения в частную жизнь Ушаковых может быть представитель одного из этих органов, - завил правозащитник.
Со слов самой Ушаковой, по одной из ее версий, «прослушка» могла проявиться в ее квартире после того, как сотрудники милиции незаконно (и это признал городской суд) провели там обыск в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении ее мужа по факту драки в местном ресторане.
- Кроме этого, команду установить «прослушку» мог дать и начальник одного из милицейских подразделений. У него к нам личные неприязненные отношения. Нас насторожило, что незадолго до этого события он вызывал моего мужа и показал свою осведомленность о наших «кухонных» разговорах, - рассказала правозащитникам Наталья Ушакова.
- На сегодняшний день мы взяли данное дело на контроль и уже подготовили жалобу по поводу того, что с момента подачи Ушаковыми заявления о вторжении в их частную жизнь в следственные органы, прошло уже более 40 дней, а заявительница так и не была уведомлена о результатах проверки. Закон требует проводить проверку по заявлениям о преступлении в течении 3 суток, максимум - 30 суток. Кроме этого, в жалобе мы указываем, что в нарушение норм уголовно-процессуального кодекса и ведомственных приказов следователь следственного отдела не предпринял всех неотложных мер для фиксации обстоятельств происшествия, изъятия улик, задержания подозреваемого лица. Полагаю, что спустя месяц в квартире соседки уже будет сложно обнаружить какие-либо улики, - говорит Виталий Черкасов.
Стоит отметить, что краевое следственное управление опровергло информацию, распространенную Забайкальским правозащитным центром.
«Информация о незаконном вторжении в личную жизнь жительницы Краснокаменска и отказе следователя СК РФ в выполнении неотложных следственных действий по сбору и фиксации доказательств, не соответствует действительности.
29 ноября 2010 года в Краснокаменский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по Забайкальскому краю поступило заявление от Натальи Ушаковой о том, что она в своей квартире обнаружила прослушивающее устройство в виде микрофона, чем были нарушены ее конституционные права. По данному заявлению проводится доследственная проверка. В рамках проверки проведен осмотр места происшествия (в отсутствие сотрудника ФСБ), опрошены проживающие в квартире лица. Изъятый в квартире Ушаковых предмет направлен на криминалистическое исследование экспертам соответствующей службы по Алтайскому краю, по результатам которого будет принято процессуальное решение».
Как бы там ни было, факт обнаружения прослушивающего устройства опровергнуть или поставить под сомнение будет очень сложно. Так что на досуге краснокаменским сотрудникам правоохранительных органов не лишним было бы еще раз повторить, что основными принципами оперативно-розыскной деятельности (и это закреплено в соответствующем законе «Об ОРД» являются – «законность» и «конспирация».
(По материалам Забайкальского правозащитного центра)