«Готовы ли будущие полицейские стать «господами»?»
«Российская газета» опубликовала официальный текст закона «О полиции», принятый парламентом и подписанный президентом России Дмитрием Медведевым. Напомним, он вступает в силу с 1 марта, когда начнется переаттестация сотрудников МВД. А с 1 мая российская милиция станет полицией. Недавно министр внутренних дел Рашид Нургалиев предложил обращаться к стражам порядка «господин полицейский». Корреспонденты ИА «Забмедиа» выяснили, как к этой инициативе относятся жители Читы, и попросили ответить на вопрос: «Вам не режут слух слова «господин полицейский»?»
Владимир Логинов, первый секретарь Читинского городского отделения КПРФ:
- Эти слова вызывают ассоциацию с той полицией, которая бесчинствовала в годы Великой Отечественной войны, стреляла в мирных граждан. А еще с карающим органом. Еще в советское время министр внутренних дел Щелоков издавал нормативный акт с требованием, чтобы милиционеры вежливо и внимательно относились к гражданам страны. Не думаю, что полицейские будут церемониться так, как того требовали от милиции.
Виталий Черкасов, директор Забайкальского правозащитного центра:
- Как и все новое, конечно, это режет слух. К тому же в нынешних условиях нужно спросить у самих стражей порядка, готовы ли они стать «господами полицейскими»? Я думаю, что они, как и основная масса населения, еще не обеспечены теми социальными гарантиями, не имеют того уровня достатка, чтобы их называли господами. Да и они не станут еще называть людей: «господин потерпевший, господин подозреваемый». Еще не наступило то благодатное время, когда благосостояние людей позволит им называть друг друга господами.
Михаил Волошин, предприниматель:
- Моему слуху ближе слово «милиция». Однако, нам, рядовым гражданам, остается лишь надеяться, что ситуация хоть как-то изменится. Я думаю, что в последнее время милиция уже становится другой. Видимо, это связано с предстоящей аттестацией? Хотя заново всех работников набрать не возможно. И, все же, хочется быть оптимистом.
Севан Агабекян, студент:
- Конечно, режут. Но, по большому счету, мне все равно, как будут называться работники МВД. А, вообще, я считаю ненормальной ситуацию, когда в стране сотрудников внутренних органов больше, чем военных. Вот чему нужно уделять больше внимания. И еще образованию. Цели у государства должны быть другими, Россия нуждается в большем весе в мире.
Денис Курочкин, прокурор Карымского района:
- Нет. Мы живём в современном обществе, где слово «полицейский» употребляется очень часто применительно к спецслужбам других государств и стран. Другой вопрос, что теперь этот термин мы будем использовать в отношении сотрудников милиции, но и здесь для меня почему-то нет никакой оскомы. Возможно потому, что как человек, увлечённый историей, в, том числе историей государства Российского, я знаю, что вплоть до революции блюстителей правопорядка называли именно так. А то, что есть приставка «господин», так вас же не смущает эта приставка к словам «господин журналист», «господин прокурор».
Я знаю точно, что от вывески содержание не меняется. Я всегда с некоторой долей иронии относился к тем, кто менял свои фамилии на более благозвучные. Думать о том, что красивое имя придаст тебе особого отношения - это утопия. Мы все знаем поговорку "не имя красит человека, а человек имя". Что касается милиции - полиции, так здесь дело в другом. Нужно учитывать те кардинальные изменения, которые сопутствуют смене "вывесок", а они, как мне кажется, могут изменить отношение к силовикам в лучшую сторону.
Вячеслав Мартынюк, сотрудник пресс-службы ОАО "ТГК-14":
- Слух режет, но это потому что непривычно, с советских времен ведь привыкли быть товарищами. Если решили, что будет именно так, чтож меня не затруднит обратиться к бывшему милиционеру "Господин полицейский", другого-то варианта же нет.
Но в этой связи интересно как они друг к другу будут обращаться? - Господин майор? да, господин лейтенант? Советская система обращения все-таки предусматривала, что все делают одно дело и поэтому являются товарищами. Кстати, как, например, полицейский будет обращаться к военному, в армии ведь обращение - "товарищ". И уж совсем непонятно как обращаться к нарушителю или свидетелю или к просто прохожему. Если говорить ему гражданин, тогда непонятно, а почему полицейский господин, а прохожий гражданин. Может стоило и полицейского звать "Гражданин полицейский". Хотя думаю, через год-два, все привыкнут к новому обращению.
Таисия Дегасюк, директор программ ТНТ-Чита:
- Такое обращение лично мне режет слух. "Полицейский"- ассоциации из военной истории. Полицейский-полицай-предатель… "Господин"- обращение, сразу ставящее тебя на несколько уровней ниже человека, к которому обращаешься. Не очень приятные ощущения!
Сергей, сотрудник милиции:
- Ну, никак мне не нравится обращение «господин полицейский»! Уж лучше, как на западе, - «сержант», «офицер». Но мы живем по приказу: прикажут, значит, буду «господином полицейским». Только, мне кажется, население долго к этому будет привыкать…