Чита - ворота России

Общество, 14:01, 2 июня 2011

Обращение Забайкальского отделения «ОПОРА России»

Важным направлением экономического развития Читы может стать туризм китайцев в наш город. Именно въездному туризму нужно уделять особое внимание. На границе с Россией проживает 250 млн. китайцев, для которых туризм в Россию интересен.

В Чите сложно развить производство, конкурентноспособное Иркутску и Красноярску из-за дорогой электроэнергии. Тяжело идет развитие сельского хозяйства. Развитие месторождений - это долгий процесс, который требует огромных затрат и еще не факт, что эти компании не зарегистрируют свою деятельность в оффшорах и не будут за счет этого снижать свое налогообложение (как чаще всего и поступают крупные инвестиционные корпорации). Поэтому въездной туризм - это единственное направление развития, которое может очень быстро и без особых затрат наполнить экономику края крупными инвестициями.

Манчжурия за 2009 год приняла 5 млн. внутренних китайских туристов. Для этого в Манчжурии были созданы культурно-развлекательные туристические программы: это многочисленные памятники, площадь поющих фонтанов, площадь матрешки и т.д. В Манчжурию китайцы едут зачастую, чтобы увидеть россиян и посмотреть на Россию через границу. На эти своеобразные «смотрины» выезжает до 1,5 млн. китайцев, которые платят по 30 юаней. Если за год привлечь в Читу 1 млн. китайцев и каждый из них оставит за 2-3 дневной тур по 20000 рублей - это составит 20 млрд. рублей инвестиций. Эти деньги попадут в экономику края через предприятия сферы услуг и развлечений, а также через турфирмы. Поэтому любого китайского туриста нужно рассматривать как инвестора.

Единственная в Китае русская национальная волость Шивой, расположенная в приграничном с Забайкальем городе Аргун, развивает русский семейный туризм, за счёт которого семьи зарабатывают более 200 тысяч юаней в год. Как сообщается в репортаже на китайском телеканале «Феникс», проживающие в семьях потомков русских переселенцев, перебравшихся из Забайкалья с конца XIX века по начало 30-х годов XX века на китайский берег реки Аргун, знакомятся с бытом, традициями и обычаями русского народа.

«Культурные традиции русских и их потомков от смешанных браков являются своего рода туристическим брендом, позволяющим ежегодно привлекать множество туристов из внутренних районов Китая. Во многих семьях сохранились настоящие предметы русского быта, потомки забайкальцев готовят блюда русской национальной кухни, поют русские песни и празднуют православные праздники», - сообщается в репортаже.

Направление «русский туризм» решило развить правительство города Аргун в 2004 году и добилось в этом значительного успеха. Т.е. китайцы добились успеха в развитии русского туризма в Китае.

В 1860 году город Кяхта был признан «Золотыми воротами России» благодаря торговому трафику из Китая и был богатейшим городом Сибири. Кяхта постепенно превратилась в центр не только деловой, но и общественной и культурной жизни Забайкалья. Причиной этого, по мнению известного народника И. И. Попова, отбывавшего ссылку в Кяхте, следует считать положение Кяхты на границе нескольких культур: европейской, русской, китайской, монгольской, а также усложнение торговых операций в связи с ликвидацией менового торга, что потребовало привлечения к занятию торговлей образованных людей.

Этот опыт можно и нужно повторить в Чите. Весь товар из Китая везется через Забайкальск в Москву, а потом вновь возвращается к нам, но уже из Москвы. Чита может стать не только туристическим центром для китайцев и монголов, но и логистическим центром для московских крупнейших компаний для складирования и распределения товаров по всей России. Для этого и нужно развивать деловую, гостиничную и развлекательную инфраструктуру города.

Забайкальское отделение «Опора России» провело встречи с туристическими фирмами города для выяснения причин снижения потока китайских туристов в Читу, которое произошло за последние 10 лет. И сделала соответствующие выводы. Для развития этого направления нужна только воля и заинтересованность руководства города и края, чиновников всех уровней, бизнес-сообщества и жителей города. Только консолидированными усилиями мы можем быстро и успешно развить наш город. Мы предлагаем сделать развитие въездного туризма национальной идей нашего края и начать работу в этом направлении.

***

Чем же может привлечь Забайкалье иностранцев? Оно интересно им своей природой: озерами, минеральными источниками, природными и религиозными памятниками, лесами. На севере Китая нет таких лесов.

Но для того, чтобы привлечь китайских туристов в Россию, нужно создать определенные условия, провести маркетинговые исследования и провести определенные рекламные компании на территории Китая. Нужно стимулировать развитие направлений бизнеса, необходимых для привлечения китайских туристов. Это - общепит хорошего московского и европейского качества. Это - развлекательная сфера: боулинг, бассейны, бары, биллиардные клубы и т.д. Это - развитие культурного центра города. Также нужно стимулировать строительство памятников современного, можно юмористического плана. Можно построить памятник Чингиз-Хану. Провести ремонт центральных старинных фасадов, а также отремонтировать фасады магазинов на европейском уровне с рекомендациями и контролем от архитектуры города. Центр города у нас маленький, поэтому сделать из него «конфетку» можно за один сезон. Консолидировать годовой бюджет города, который тратится на все районы города, только на ул. Ленина как на основную туристическую улицу.

Мы предлагаем провести конференцию всех заинтересованных в развитии туризма лиц, это:

- чиновники, отвечающие за туризм и международные связи;

- творческие коллективы, которые могут представлять интерес для китайцев - (ЗабУзоры, Забайкалье, Забайкальские казаки, Хор Гаудеамус и прочие)

- владельцы гостиничных, торгово-развлекательных, спортивных комплексов, медицинских платных услуг, перевозчиков, все туристические компании города. Рекламные фирмы. Владельцы ночных клубов и развлекательных заведений города.

- представителей общепита города, представляющих разные национальные кухни.

Туристические компании должны разработать туристические маршруты по Чите. В них может входить посещение Собора Александра Невского, Дацана, концертов национальной песни и танцев с шоу-программой, отработанной для китайцев. Посещение общепита с традиционной русской кухней и европейских кухонь. Посещение краеведческого музея, а также медицинских центров. Вечером можно организовать посещение ресторанов Читы опять же с выступлением эстрадных артистов, посещение молодежного концерта в «Мегаполисе». Приобретение сувениров. При всем этом программа не должна быть затянута, оптимально рассчитать ее на 2 дня.

Итогом конференции может стать совместный туристический буклет о Чите на китайском языке, который распространить в турфирмах Манчжурии, Хайлара и Харбина. Также очень важным является договоренность туристических компаний и владельцев гостиниц о совместных крупных скидках на услуги, потому как высокие и негибкие цены в наших гостиницах являются одним из факторов торможения развития туризма.

Но главной задачей программы по развитию туризма должна стать смена отношения всех заинтересованных сторон к въездному туризму.

Предложения по улучшению развития въездного туризма:

- Чиновникам сменить позицию контролеров на позицию поддержки и повышения культуры туризма

- Ответственным организациям более активно и жестко отстаивать интересы турбизнеса на международном рынке и внутри края

- Рассмотрение вопросов на межведомственных комиссиях в отношении турфирм необходимо проводить в присутствии представителей этих турфирм.

- Навести порядок на границе: для въездных туристов организовать по-настоящему «зеленый» коридор; при скоплении туристов быстро открывать дополнительные проходы; как на китайской границе организовать обратную связь от лиц, проходящих пограничный и таможенный контроль с оценкой действия сотрудников таможни; разрешить въезд китайских автобусов за пределы Забайкальска с сопровождающими представителями турфирм; изучить возможность 72-часового пребывания туристов без оформления в упрощенном порядке.

Но прежде всего - каждому таможеннику, чиновнику и предпринимателю понять: если он житель нашего края и собирается жить здесь и дальше и при этом хочет жить лучше, то развитие туризма - это единственный быстрый способ привлечения миллиардных инвестиций. 1 млн. китайских туристов в год вольет в нашу экономику 20 млрд. рублей.

Забайкальское региональное отделение «Опора России»

СПРАВКА:

Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" создана предпринимателями 18 сентября 2002 года.

Основная цель деятельности организации – содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики.

ОПОРА РОССИИ появилась в результате объективного развития и дальнейшего расширения деятельности Объединения предпринимательских организаций России (НП "ОПОРА"), объединяющего в настоящий момент более 125 некоммерческих организаций по всей стране.

8 декабря 2009 года руководством ОПОРЫ РОССИИ было принято решение об учреждении Общероссийского объединения работодателей «Объединение предпринимательских организаций работодателей малого и среднего бизнеса».

Таким образом, в настоящий момент организация действует посредством трех "ветвей, защищая интересы предпринимателей:

• физических лиц (ОПОРА РОССИИ)

• юридических лиц - общественных организаций, предпринимательских объединений (НП "ОПОРА")

• предпринимателей-работодателей (Объединение работодателей малого и среднего бизнеса "ОПОРА")

В Забайкальском крае отделение общероссийской общественной организации «Опора России» было создано в июле 2010 года. Его председателем был избран депутат Законодательного собрания края, советник мэра Читы по малому бизнесу Юрий Кон. Теперь, наряду со своими коллегами из 80 субъектов России, где уже работает «Опора», забайкальские предприниматели, по задумке инициаторов, могут принимать активное участие как в законотворческой деятельности, так и в практической, делясь своим опытом и реализовывая совместные проекты.