Евдокимыч, или «Ходячая энциклопедия»
Так зовут в Могзоне ветерана-железнодорожника, собирателя и хранителя музея локомотивного депо Анатолия Евдокимовича Ефременкова, который возил Брежнева и Ким Ир Сена, а 400-страничный «курс паровоза» до сих пор знает наизусть.
«Я – европеец. В Забайкалье - по иронии судьбы...»
Он родился в Смоленской области в деревне Бобры. Рядом - печально знаменитая Катынь. По этим местам когда-то на Москву шёл Наполеон. Даже обелиск памятный был, который армия другого завоевателя - Гитлера – позже уничтожила. Как уничтожила могилу матери, умершей в страшную голодовку 1933 года. Много лет он искал её могилку. Не нашёл.
- Отец мой - путеец. Жили мы в казарме. Бедно. Когда мама умерла, нас у отца трое осталось. Я – старший. Отец женился на другой. Нам дали сарай для жилья. Он с полкилометра таскал на себе брёвна, чтобы дом построить, надорвался и умер, - вспоминает Анатолий Ефременков.
Так в 12 лет он стал сиротой. Началась голодная жизнь по детдомам – в Витебске, Смоленске. Младших, трехлётнего Ваню и пятилетнюю Машу, мачеха потеряла:
- Позже искал – бесполезно. Она их без документов бросила. Я убегал от её издевательств и избиений…
Через полтора года в эти места пришла война. Что стало б тогда с мальчишкой-сиротой? Совсем другая судьба. Но…
- В декабре 1939-го приехал дядя с Алдана. Нашёл меня на вокзале и решил забрать. В Амурской области меня записали в четвёртый класс. В 40-м году съездил в город Свободный - в лагерь, а на осень меня определи в интернат около Сковородино.
К тому времени по решению правительства ФЗУ – фабрично-заводские училища - реорганизовали, и в Шилке появилось железнодорожное училище - ЖУ-2, в котором Толе предстояло два года учиться на слесаря.
- Как сейчас помню: по журналу - четвертая группа, седьмой по списку. Но срок учёбы сократила война. Помню, директор школы Дробяско, преподаватель Клейнос и старший мастер Леонид Иванович Федоров, который потом стал начальником Чернышевского депо с двумя орденами Ленина, собрали нас, пацанов, и объявили, что началась война. Плакали все, - Анатолий Евдокимович смахивает слёзы.
«Куда вы такого шпингалета?»
В июле 1942 года Ефременков по распределению попал на работу в депо станции Могзон:
- Кто-то распределился поближе к родителям. А мне куда? Могзон, так Могзон. Приехал и… на всю жизнь.
20 июля 1942 года – первая запись в трудовой книжке. Сначала работал слесарем 3-го разряда, не прошло и года – получил 4-й разряд. 13 июня 1943 года, отработав всего 11 месяцев, 16-летний Анатолий Ефременков был награждён знаком «Ударнику сталинского призыва».
Во время войны локомотивщиков в армию не брали, они были связаны с перевозками военного груза. Область - военная. Без пропуска не попадёшь. И на плечах у железнодорожников с 1943 года были погоны.
- Я всю войну прокочегарил, - вспоминает Ефременков. - Угли нам в войну давали очень плохие. На опилках ездили. Возили с собой пилу, топор. Останавливались на перегоне, пилили лесину на чурки и забрасывали в топку паровоза. До Читы вручную надо было перекидать 12-13 тонн. Тормоза были ручными, порой отказывали. Паровозы - без турбин, с буферными фонарями, которые без конца гасли. В будке висел кусок проволоки, маслом его поливаешь, и он горит…
В 1944 году 18-летнего Анатолия отправили в школу машинистов в Читу, а в 1947 он уже поехал помощником машиниста паровоза. Потом – годичные курсы машинистов.
- Куда вы такого шпингалета? Он до регулятора не достанет! Ему же надо табуретку подставлять, - недоумевали некоторые специалисты.
Но учитель и инструктор Виктор Иванович Новиков настоял, и Ефременков в 1949 году с успехом окончил школу машинистов. Табуретка не потребовалась.
А его 400-страничная тетрадь, исписанная каллиграфическим почерком, с идеальными чертежами деталей – весь «курс паровоза», который он знает наизусть, теперь хранится в музее депо.
«Дорога - железная, люди – золотые»
- Все паровозы водил, какие в депо приходили. Американские Е – по-нашему «Елены» и «Ефимы», в 1956-м пересел на Л – паровоз «Лебедянка», названный по фамилии конструктора Лебедянского. Это один из самых мощных паровозов в мире. Он способен таскать грузовые поезда в три тысячи тонн. После «Лебедянок» получили П36. Потом - ТЭ3. Потом М62, односекционные с двумя кабинами, - оживляется Анатолий Евдокимович.
Учился. Сначала – на машиниста тепловоза, был на практике в Казахстане. В 71-м отправили на курсы машинистов электровоза. 4 февраля 1974 года Анатолию Евдокимовичу поручили везти первый пассажирский поезд на электротяге.
Позже именно машинисту Ефременкову доверили поезда, в которых пересекали Забайкалье генсекретарь КПСС Леонид Брежнев в 1978 году и лидер Северной Кореи Ким Ир Сен в 1984-м.
Как работал – так и награждали: в 1946 году – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», в 1971-м – орденом Трудового Красного Знамени, в 1973-м – знаком «Почетный железнодорожник», а 2011 году - знаком «Почётный работник Забайкальской железной дороги».
В 1981-м Анатолий Ефременков вышел на пенсию, но отдыхал ровно неделю – начальник депо с кадровиком домой пришли: «Евдокимыч, давай на работу…». Отработав ещё несколько лет, взял на себя общественные дела в совете ветеранов и в музее, который создал собственными руками и руководит уже 30 лет.
- Я фотографией занимаюсь, пишу, много читаю. Библиотека у меня богатая: более 1500 книг, не считая популярной и технической литературы. Музей – это и увлечение, и второе призвание. Люди уходят, но остаются в истории. Ведь это дорога – железная, люди-то в ней золотые…