Он лечил читинцев

Общество, 14:00, 11 июня 2011

50 лет назад умер святитель Лука Войно-Ясенецкий

– Вы действительно верите в Бога? – такой провокационный вопрос в июле 1923 года был задан сотрудником госбезопасности известному хирургу и епископу Русской Православной Церкви Луке Войно-Ясенецкому. – А вы его видели?

– Я много оперировал на мозге, но, вскрывая череп, никогда не видел там ума. Да и совести не находил, – парировал профессор, имя которого выйдет из забвения лишь спустя 30 лет - после его смерти 11 июня 1961 года.

На ступенях Киево-Печерской лавры

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в причерноморском городе Керчь в семье аптекаря. И хотя родители мальчика придерживались разных ветвей христианства (отец исповедовал католичество, а мать – православие), ребенок был крещён в православной церкви, с которой в будущем и окажется тесно переплетена его жизнь.

Спустя несколько лет, будучи уже юношей, Валентин увлекся живописью и в 13 лет поступил в Киевскую художественную школу, учась в которой особенно полюбил, сидя на ступеньках храмов, делать рисунки богомольцев и паломников, отовсюду стекавшихся в Киево-Печерскую лавру.

Размышляя о судьбе человека, о тех жизненных тропинках, по которым ему приходится следовать, нельзя выдергивать его из той социальной, культурной и исторической среды, в которой он пребывал. То же касается и юности святителя Луки – времени, во многом сформировавшем его взгляды и принципы, времени величайшего расцвета русской религиозной философии. Его юность пришлась на эпоху, даровавшую таких мыслителей, как Владимир Соловьев, Николай Федоров и Лев Толстой, с работами которых хорошо был знаком и Войно-Ясенецкий, увлеченный в то время идеями толстовства.

К моменту выбора профессии это увлечение успело оформиться в целый ряд принципов, следование которым и побудило юношу отказаться от пути художника и ступить на более трудную стезю врача. «Я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям», – так позднее напишет он в мемуарах.

«Какая глушь, какая дикая картина!»

Однако в 1903 году, сразу после окончания университета, уехать в деревню Войно-Ясенецкому не удалось. В дело вмешалась «маленькая и победоносная» русско-японская война, с началом которой он отправился на Дальний Восток, помогать раненым.

Подъезжая к Чите, молодой врач отправил родным коротенькое письмо, в котором описал забайкальскую природу и жизнь местных жителей словами: «Какая глушь, какая дикая картина! Бурелом, бурелом без конца».

Тот год, что Валентин Войно-Ясенецкий провел в забайкальской столице, оказался богат на события. Именно в Чите он впервые получил уникальную возможность на практике испытать свои хирургические способности. И здесь же, в старинной Михайло-Архангельской церкви (ныне это Музей декабристов), обвенчался с сестрой милосердия Анной Ланской. Это был счастливый брак. Именно она не только родит четверых детей, но и поможет защитить докторскую диссертацию в переломный 1917 год. И её смерть от туберкулеза в 1919 году во многом станет определяющей в принятии хирургом решения о рукоположении в священники и монашеском постриге, вместе с которым доктор получит новое имя – Лука, имя одного из четырех евангелистов, известного лекаря и иконописца.

Но все это случится позже, а в конце 1904 года молодая чета, погрузив вещи в багажное отделение поезда, отправилась на запад, в Симбирскую, а затем в Курскую, губернии, к деревенским мужикам, лечить которых с юности мечтал молодой врач.

И если в Читу в начале 1904 года приехал еще неопытный юноша и начинающий специалист, то уезжал отсюда Валентин Феликсович семейным человеком и опытным хирургом, проделавшим множество сложнейших и успешных операций, которые спасли не одну жизнь.

«Когда мы пройдем этот путь»

Отречение Николая II от престола, Февральская революция, приход к власти Временного правительства – все эти события снежным комом обрушились на Войно-Ясенецкого вместе с защитой им докторской диссертации и тяжелой болезнью супруги Анны Васильевны. И когда в 1917 году врач уезжал в теплый Ташкент, он, кажется, искал там не только теплый климат, полезный для больной туберкулезом жены, но и ту размеренную и спокойную жизнь, что с неимоверной скоростью рушилась в России – стране, загнавшей себя бессмысленной мировой войной.

Гражданская война, годы воинствующего атеизма, три надуманных обвинения в антисоветской деятельности и шпионаже («в пользу… Ватикана»!), ссылки и лагеря, полная потеря зрения, Сталинская премия за разработки в гнойной хирургии, архиепископство и членство в Священном Синоде – все это выпало на долю Луки Войно-Ясенецкого, все это стало новым путем его жизни. «Бурелом, бурелом без конца...» – как некогда писал он, вглядываясь в глухую тайгу Забайкалья. «Бурелом, бурелом» – только на сей раз не лесной, а жизненный.

Многое пережил святитель Лука, но во все, даже самые суровые времена он не переставал делиться с людьми милосердием и радостью, которой им порой так не хватало.

«Когда мы пройдем этот путь, который вначале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем мы укрепляющую нас на этом пути Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой и, идя, будем знать, что этим открывается для нас вход в Царство Небесное», – писал святитель в сентябре 1945 года, подводя итоги Отечественной войны, с завершением которой канула в лету и эпоха антирелигиозного террора.

11 июня 1961 года архиепископ Лука Войно-Ясенецкий ушел из жизни и был похоронен на церковном кладбище Симферополя. А спустя сорок лет, в 2000 году, решением Московского Патриархата он был причислен к лику святых, и память его с той поры ежегодно отмечается Русской Православной Церковью 11 июня.

Р.S. Сегодня в Чите возрождается память о знаменитом докторе, страницы жизни которого связаны с нашим городом. Так, около главного корпуса Читинской государственной медицинской академии, на месте бывшей Антоньевской церкви, возводится храм имени святителя Луки Войно-Ясенецкого. И если в декабре 2007 года на этом месте еще зиял огромный котлован, то в июне 2011 года здесь уже сверкают купола.