Город, которого нет,
или Кондуйские руины под охраной государства
К развалинам Кондуйского городка мы подъехали в дождь. Несколько километров просёлочной дороги. Часть пути – по еле видной колее. И вот перед нами невысокий холм, усыпанный обломками камней и кусочками черепицы. На некоторых ещё видна глазурь – символ былой роскоши. Основания могучих колонн выглядывают из травы, точно проплешины, а капли дождя отбивают чечётку на покосившемся монументе. «Археологический памятник. Кондуйский городок. XIV век. Охраняется государством», - сказано на камне, вмятины на котором лишний раз доказывают: написанное пером топором вырубается запросто.
Нагородили
Более 600 лет назад здесь, вблизи речки Кондуй, возвышалось огромное здание в китайском стиле. Построенный на искусственной насыпи, дворец представлял на забайкальских просторах силу империи Чингизидов – наследников великого монгольского хана. Шестнадцать каменно-деревянных, покрытых красным лаком колонн поддерживали парусную крышу. Стены внутри привораживали взгляд причудливым орнаментом, сменявшимся рельефными изображениями чудовищ: драконов, грифонов, гаруд…
Во дворец вела широкая лестница, остатки которой и сегодня можно разглядеть на одном из склонов холма. Вокруг шла балюстрада, опиравшаяся на высеченные из серого гранита изваяния в форме драконьих голов. Многоярусная кровля была выложена глазурованной ярко-зелёной черепицей, осколки которой до сих пор можно найти в горах мусора, смешанного с навозом. Края крыши украшали узорчатые сливы – по ним отводилась дождевая вода – и диски, сверкающие изображениями золотистых драконов.
Рядом с дворцом располагался сад из декоративных деревьев. Двор окружали въездные ворота, боковые флигели, павильоны, беседки. Был здесь даже выложенный камнем бассейн!
Десятилетиями Кондуйский дворец манил торговцев, монгольских ханов, ремесленников и авантюристов со всех окрестных земель. Сегодня же его руины привлекают лишь археологов, редких путников и чабанов, вырывших у основания дворца землянку и соорудивших небольшой загон для скота.
- Кондуйское городище относится к расцвету монгольской державы, - объясняет археолог Евгений Ковычев. – Существует две точки зрения на то, какую функцию оно выполняло. Скорее всего, здесь располагалась ставка хана Исунке – племянника Чингисхана, получившего во владение все земли в пределах Аргуни, Хайлара и Джалайнора. Многих сбивает с толку, что поблизости нет крупных водоёмов. Лишь маленькая речка Кондуй. Но монголы никогда не стремились селиться у воды. Они – кочевники, и для них было важнее, что город располагался в самом центре владений хана. Из него было удобно контролировать все принадлежащие ему земли.
По словам Евгения Викторовича, другой взгляд на дворец ещё в XIX веке предложил известный забайкальский исследователь Алексей Кузнецов. Он считал, что Кондуйский дворец – это древнейший христианский храм в Забайкалье, в котором проводили свои богослужения несториане – представители «восточной ереси», весьма популярной среди монгольской элиты. Краевед указывал на крестовидную форму здания, традиционную для христианских соборов.
- Мы знаем, что несториане появились в Забайкалье ещё до Чингисхана. Что эту религию исповедовали кидани, уйгуры, монголы… Но никаких артефактов, связанных с этой ересью, пока не найдено, - говорит Евгений Ковычев.
На чужих камнях
Ещё в 1675 году русский посол в Китае Николай Спафарий записал в своём дневнике: «А к югу от Нерчинска есть город великий, каменный, со многим строением, и палаты в нём каменные целы, и говорят, что в этом городе от мору все люди пропали и осталось имение их всё так, а иноземцы в тот город итить не смеют, а смотрят всё издали, а иные говорят, что от войны всё запустело».
Среди местных жителей существует и своя версия гибели дворца. Согласно ей, когда-то в Монголии жил богатый князь Тумур-хан. Были у него жена и сын. Сын Контой, путешествуя по стране, влюбился в бурятскую княжну Бальжин. Боясь отцовского гнева за то, что женился без позволения, Контой поселился вблизи речки Кондуй. Со временем стал он могущественным ханом, но отец не забыл обиду и послал против сына войска. Красавицу Бальжит убили, Контоя – пленили, а его дворец – разрушили.
«Мне сказывал старик разумный. Какой-то царь иль сильный князь, Которого закон и власть От берегов Аргуни шумной До здешних простиралась гор, Близ Кондуя имел свой двор: Там были пышные палаты; Но, златом и сребром богатый, Царь богатее был всего Подругой сердца своего», - писал первый забайкальский поэт Фёдор Бальдауф в поэме «Авван и Гайро».
Уничтожение заброшенного дворца началось в XIX веке, когда нерчинское начальство дало разрешение кондуйскому уряднику Эпову использовать для хозяйственных нужд кирпич и камень городка. Ломая некогда роскошные залы, местные жители сооружали печи и фундаменты домов в окрестных селениях. Пошёл ханский материал и на строительство Цугольского дацана. А в 1806 году в Кондуе была возведена белокаменная церковь Пресвятой Богородицы и святых мучеников Кирика и Иулиты. В её стены вмуровано около 70 каменных изваяний, принесённых находчивыми забайкальцами с забытого Богом памятника.
Сегодня эта церковь представляет зрелище не менее печальное, чем сам городок. Она точно укоряет селян, говоря: нельзя создавать храм, точно Франкенштейна, из останков погибших дворцов. На её куполе давно нет креста. Каменный пол устлан коровьим помётом. Крыша заросла травой. Стены опутаны трещинами. Тем не менее, разрушенная в 1929 году церковь всё ещё возвышается над селом, напоминая не только о столетиях истории забайкальского православия, но и о былом величии монгольских ханов.
- Я мечтаю, что однажды вокруг Кондуйского дворца будет организован музей под открытым небом. Появятся выставочные павильоны. Будет сооружен макет городища, организована экскурсионная программа, и все желающие смогут посетить сельскую церковь, могильники и писаницы, оставшиеся от наших предков. Кондуйский дворец – символ монгольской государственности, способный привлечь туристов со всего мира, - считает Евгений Ковычев.
P.S. «К осени мы завершим процесс передачи дворца и церкви в селе Кондуй на баланс Борзинского района», - говорит Надежда Елохина – начальник Управления федеральным имуществом по Забайкальскому краю. Так что с этого момента табличка «Охраняется государством» тоже станет историческим памятником. Если, конечно, её не сломают раньше…