Краденое солнце

Общество, 08:00, 24 июня 2011
Наркотик «крокодил» - это сказка с плохим концом

Знаете, когда в поисковой строке Яндекса набираешь слово «дезоморфин», то в окошке первым делом услужливо всплывает продолжение – «способ приготовления»…

В этой статье вы не найдете ни рецептов, потому что я считаю, журналисты не должны косвенно помогать любопытствующим. А вот последствия – пожалуйста… Я сознательно хотела написать страшилку, потому и отправилась в краевой наркодиспансер. Посмотреть в глаза самому кошмарному наркотику современности.

Аня (имя просила изменить) заходит в комнату словно зомби, во взгляде ее - бесконечная пустота. Ей 30 лет, и она уже четыре года «крокодилит».

Чем ты в жизни занимаешься?

- Колюсь.

Как впервые попробовала «крокодил»?

- Героин исчез в городе. Мы тогда пошли в аптеку, купили, сварили «крокодил».

Худенькая, симпатичная брюнетка – она могла бы жить, работать, любить, а сейчас она, вернее, ее тень, сидит и смотрит перед собой, выдавливая из себя ответы.

Слова, мысли даются ей мучительно. Она лишь ненадолго оживляется, когда я спрашиваю, о чем она мечтает:

- Мечта у меня сына увидеть. Он в первый класс должен пойти, ему семь лет. Сейчас живет с бабушкой. Я сказала его сюда не приводить, пока я на лечении, чтобы он меня не видел.

Хочешь еще детей?

Аня, подумав, неуверенно:

- Да.

Крокодил в генах

Большинству фармацевтов глубоко безразлична судьба людей, скупающих у них ингредиенты для смертельного варева. Они все прекрасно понимают. В одной из центральных аптек города в окошко заглядывает юноша с мутным взором, просит шприцы, десять пачек «Седал-М» и йод. Ему выдают, он платит. Все просто.

- Не мы же их убиваем. Это их выбор, - пожимает плечами девушка в белом халате. По ту сторону прилавка.

С этим выбором-то и борются в краевом наркодиспансере. Психиатр-нарколог Татьяна Нечаева говорит, что принудительно лечить наркомана никто заставить не может. Все они пришли сюда либо по своей воле, как Аня, либо поддавшись уговорам и мольбам родственников, либо же по требовательному настоянию правоохранительных органов.

И сколько среди этих наркоманов именно «крокодильщиков»?

Ответ шокирует:

- Все.

В данный момент, на лечении в наркодиспансере находится шесть человек, а всего в 2010 году через диспансер прошло 95 наркоманов, и все они употребляли дезоморфин. Для сравнения, в 2009 году – наркоманов в учреждении было выявлено 79 человек, из них 70% - «крокодильщики». Вообще, говорит специалист, первые «крокодильщики» стали появляться в поле зрения забайкальских наркологов в 2007 году. Средний возраст таких пациентов – трудоспособный.

- У меня был пациент, ему 16 лет, он уже год на дезоморфине. Но, в основном, это люди от 20 до 40 лет.

Насколько сложно лечить дезоморфинщика?

- Сложно. На сегодняшний день у нас еще нет достаточных условий для полноценного лечения. Мы можем провести детоксикацию, принять какие-то недолгосрочные методы, а как таковой реабилитационной программы у нас нет. В 2011-2012 году у нас должно открыться отделение реабилитации, может быть, тогда мы сдвинемся с «мертвой точки». Вообще же, лечение любого наркозависимого – это минимум шесть месяцев.

Но часто бывает, что наркоманы уходят, недолечившись, - срываются.

- В основном, они пролечиваются, чтобы, так сказать, «сбить себе дозу» - есть у них такое выражение. Они считают, что им от этого хорошо, дескать, почистился да еще и на дозе сэкономил.

Сколько стоит смерть?

Что происходит, когда отрава попадает в организм? Не стоит тешиться надеждой – изменения начинаются сразу.

- Учитывая, что в состав кустарного дезоморфина входят щелочи, кислота, бензин, - он воздействует прямо на печень с последующим ее распадом. Трофические изменения сосудов переходят на окружающие ткани и приводят к обширным язвам. Все это ведет к полиорганной недостаточности и сепсису, - говорит Татьяна Нечаева.

Также через несколько недель начинаются необратимые изменения в мозге, что позже и превращает человека в овощ. Зачастую приходится ампутировать руки и ноги (одна из версий, почему наркотик называется «крокодил» - потому что «откусывает» конечности). Из других «радостей» - кровоточащие десны, гниющая челюсть, постоянный запор, трупный запах разлагающегося (твоего собственного!) тела.

Правда ли, что срок жизни «крокодильщика» - два-три года?

- Да, с начала интенсивного употребления наркотика они действительно живут недолго. Зачастую они выпадают из нашего поля зрения, потому что не обращаются за помощью.

Его потому и называют наркотиком для бедных, что его фантастическая доступность просто покорила маленькие провинциальные городки, где с деньгами - «швах», а кайфа все равно хочется. По словам Ани-«кро­ко­диль­щицы», до­за на двоих обходится примерно в 500 рублей. Когда у тебя «ломка», а героина нет, кажется вполне логичным сварить себе более дешевого зелья, чтобы унять боль. Аня знала о последствиях, но ломка – не тётка, выбора не оставляет.

- Ломка у дезоморфинщиков происходит более выраженно, - говорит Татьяна Нечаева. - Болевой синдром сильнее, суставы ломит, гриппоподобные симптомы, тряска, ноги-руки тянет…

Запретный плод гадок

Принятие федерального закона на введение рецептурного отпуска кодеиновых препаратов почему-то постоянно откладывают – сначала планировалось на 1 ноября 2010 года, потом на 1 мая 2011, затем на 1 июля… Теперь же в предполагаемой дате значится 1 ноября 2011 года. Между тем, этой отсрочкой наркоманам дают время - запастись впрок. Сильно фармацевтическое лобби, ох, сильно...

«Российской газете» стало известно, что против быстрого введения рецептурного отпуска препаратов с кодеином выступили некоторые крупные фармкомпании – у них-де упадут объемы продаж и усилится конкуренция с производителями аналогичных по действию лекарств, не включающих кодеин. Впрочем, отдельные компании уже разработали линейку лекарств без рискованного компонента. Но кого из фармацевтических бонз во всем этом финансовом водовороте волнует судьба отдельного человека, чьего-то сына, может быть, из не очень богатой и благополучной семьи, но тоже человека? Человека, который неизбежно превратится в желе.

Хотя, если честно, лично я не думаю, что рецептурный отпуск кодеина помешает наркоманам (а, как правило, это люди не обремененные работой, но с бурной фантазией, свойственной всем одержимым людям) придумать, как достать или подделать заветный рецепт. Или изобрести другие способы, как унять ломку. Вот и Аня говорит: «Не поможет это. Придумают как. Будут что-нибудь другое гнать».

* * *

Напоследок, перед тем, как уйти, Аня говорит, настолько эмоционально, насколько позволяет ее растительное состояние:

- Вы скажите молодым, чтобы даже не пробовали, не притрагивались. Это такое болото. С него уже потом не вылезешь. Они думают, ну раз-два вколю, ничего страшного, но это не так. И вообще подросткам заняться нечем, от скуки они это делают…

Хотелось бы Аниному сынишке сказать, что мама обязательно вылечится, вернется, обнимет. Зальет слезами. Вот только сама она, похоже, в это не совсем верит. Ее солнце украл «крокодил»…

ЦИФРЫ

По данным пресс-службы краевой прокуратуры, в 2010 году только органами наркоконтроля на территории Забайкальского края изъято 298 г дезоморфина - это в четыре раза больше, чем в 2009 г. Также выявлено 247 преступлений, связанных с незаконным оборотом дезоморфина (в 2009 г. — 56), ликвидировано 46 притонов для потребления этого наркотика (в 2009 г. — 30).

По данным краевого УФСКН, в прошедшем году за употребление дезоморфина привлечен к ответственности 291 гражданин (в 2009 г. - 105).

СПРАВКА

Перечень кодеиносодержащих препаратов

Таблетки «Коделмикст».

Таблетки «Терпинкод», «Кодтерпин», «Кодарин».

Таблетки «Седал-М».

Таблетки «Коделак», «Кодесан».

Кодеин является также составной частью таблеток «Пенталгин», «Солпадеин» (8 мг), «Седалгин», а также сиропа от кашля «Кофекс», в количестве 0,01 г наряду с кофеином входит в таблетки от головной боли «Каффетин», входит в состав таблеток «Нурофен плюс». 1 таблетка Нурофена плюс содержит: 200 мг ибупрофена и 12,8 мг кодеина фосфата гемигидрата (10 мг в пересчёте на кодеин), входит в состав таблеток «Солпадеин» (+кофеин, +парацетамол).