Драгоценный дом
Бывшее здание «Забайкалзолота» осыпается на глазах.
В начале нового 1961 года в Чите жильцы нового дома в центре Читы разбирали огромные, с широкими металлическими пряжками, чемоданы, распаковывали мебель, знакомились друг с другом. Дом был новёхонький, недавно отштукатуренный, с огромным по тем меркам двором. Правда, ещё совсем пустым – считай, стройплощадка.
26 машин песка
- Несколько домов в этом районе сначала принадлежали Совнархозу, а после были переданы «Забайкалзолоту», - рассказывает Пётр Перфильевич Соколов, 14 первых лет существования дома №69 проработавший здесь домуправом. В то время не было обходчиков, однако вода - и горячая, и холодная - подавалась постоянно.
Двор-стройплощадку нужно было превращать в обычный двор, где могли бы отдыхать старики, разговаривать, сидя на лавочках, взрослые и играть дети.
- Когда дом сдали, я договорился, чтобы завезли 26 машин песка. Тогда мы весь двор засадили деревьями и цветами. Это был двор цветов. Ещё сделали хорошую детскую площадку, - вспоминает домуправ.
Первые несколько лет жильцы в буквальном смысле пахали на двор, проводили регулярные воскресники, купили и протянули шланг для полива деревьев.
- Люди были другие, - вспоминают старожилы.
Сегодня двор цветов превратился в двор ворованных кошельков: рядом по улице Бутина находится троллейбусная остановка, и все карманники прячутся именно здесь. Утром, если выйти пораньше, можно не раз наткнуться на выпотрошенные портмоне.
- До перехода в собственность городских властей один раз в три года обязательно ремонтировался фасад, слесари два-три раза сами проходили по квартирам и исправляли поломки, - Пётр Перфильевич устал воевать с человеческой безалаберностью, годы уже не те. Сейчас он почти всё время живёт на даче. Из соседей тех, кто живёт здесь не первый десяток, можно перечесть по пальцам. Остальные квартиры сдаются в аренду. Таким жильцам особо бороться за благоустройство не нужно – не своё.
«Люблю Реву»
Деревья выломали, затоптали детскую площадку, давно не ремонтированные стены здания расписали признаниями «Я люблю Реву»…
- Много лет в доме не менялся ни один стояк. Мы, жильцы, скинулись, два стояка поменяли. Старый бойлер, подогревающий воду, настолько ветхий, что горячую смешивает с холодной и так подаёт в квартиры. Дом весь облез, крыльцо первого подъезда разваливается, с дома кусками сыпется штукатурка, через пробитую кровлю на крышу попадает вода, впитывается в шлак да там и остаётся, отсыревают углы и потолки комнат, - говорит житель дома Анатолий Долоберидзе. – На стояках отопления не работает ни один кран, так что при ЧС утонет весь дом. Мы обращались в «Домоуправление №6» с просьбой провести капитальный ремонт. Весной их представитель заявила, что документы на наш дом исчезли, и восстанавливать их мы должны сами. Если, конечно, хотим, чтобы капремонт всё-таки сделали.
Во дворе, который стал проходным и в котором рядом с двумя жилыми домами работает кафе, ни о каких палисадниках и детских площадках уже не вспоминают. Место под несколькими деревьями, обломанными, жалкими, которые пережили 90-е годы, из-за отсутствия в Чите сети общественных туалетов туалетами и стали.
Из открытого люка несёт грязью – в холода здесь прячутся бомжи. Во дворе, прямо около дома, кто-то предприимчивый построил гараж.
- Мастер, к которому обращались, сказал: «Это с разрешения Михалёва», - говорят жильцы. За гаражом дворовые посетители тоже устроили туалет.
Пенсионер Пётр Соколов только в последнее время на ремонт собственной квартиры потратил порядка 60 тысяч рублей: поменял окна и двери, водопровод и канализацию.
- Когда вызывал мастеров, они мне метр заменили, а потом объявили, что у них труб нет, - говорит первый домуправ, знающий о работе ЖКХ не понаслышке. – Ждут, пока будет полный износ систем. Многое из того, что было хорошего, что сделали мы, они потеряли.
«Они» - это те, кто управляет коммунальным хозяйством города сегодня. Сколько их, таких домов с историей, с часами и сутками людского труда, сейчас рассыпаются? Люди остались те же, поменялось лишь отношение чиновников. Которые, как кажется, живут где-то не здесь, ходят не по этим улицам и совсем не заходят в эти дворики, бывшие для кого-то драгоценностью, для огранки которой было не жаль времени и сил.
- Хотелось бы видеть дом в лучшем виде. Стыдно за него, - вздыхает Пётр Перфильевич.
Потёмкинские обещания
Совсем недавно в Читу приезжал председатель Счётной палаты Сергей Степашин. В рамках визита ему показали недавно отстроенный сквер Любви и Верности. Степашин осмотрел сквер, а потом глянул на дома рядом… И сказал, что это необходимо менять, потому что диссонанс между новым сквером и тёмными от времени и отсутствия ремонтов зданиями очень бросается в глаза. Равиль Гениатулин тут же согласился, произнёс модное слово «сайдинг» и с серьёзным видом заявил, что «будем делать». Делегация направилась к машинам, журналисты окликнули губернатора, чтобы спросить, когда этот самый сайдинг в домах будет сделан и сколько средств может потребоваться на это. Губернатор задорно махнул рукой: мол, будет когда-нибудь, и поспешил в машину.