Железнодорожные мантры
«Летающий гуру» медитировал на читинском вокзале
«Сколько заблудших душ!» - сокрушается проводница поезда «Владивосток-Пенза», оглядывая пёструю толпу хиппи на перроне читинского вокзала. «Содом и Гоморра! Разойдитесь! Дайте пройти пассажирам!» - тщетно пытается она усмирить молодых людей, обступивших вагон номер 12 в ожидании «самого скандального ламы мира» Оле Нидала, который отправился 10 января из Владивостока в очередной тур по России, а в ночь с 14 на 15-е прибыл в Читу. Её слова переводят на английский, немецкий, итальянский, польский, и «вавилонское столпотворение» взрывается хохотом.
«Житие» неформала
Его не зря называют «олицетворением поколения хиппи». Жизнь ламы Оле – «житие» неформала. В 1960-е годы, когда сотни молодых европейцев и американцев, поверив в скорый «закат Европы», устремились в Индию и Тибет, датчанин Нидал и его супруга Ханна отправились в свадебное путешествие… по Непалу.
Их выбор не был экстравагантным. В те годы кто-то из «шестидесятников» искал в гималайских снегах приключения, а кто-то – себя. Вначале юные хиппи кочевали от одного индуистского ашрама к другому. Затем самые отчаянные отправились на север, к тибетским ламам, легенды о мудрости которых будоражили умы ещё со времён Киплинга.
Знаток языков и европейской философии Нидал и его верная спутница Ханна встретили в Непале своего первого буддийского учителя Лопена Цечу Ринпоче. Благодаря его рекомендации, в 1969 году, во время третьей поездки в «страну снегов», молодые люди встретились с Кармапой XVI – главой буддийской школы Карма Кагью, и стали его первыми западными учениками.
В 1972-м году Кармапа поручил Оле Нидалу заняться распространением учения школы Кагью на Западе и возложил на него обязанности «главного проповедника тибетского буддизма среди американцев и европейцев». С тех пор лама Оле путешествует по миру, читая лекции и проводя коллективные медитации. Около 300 дней в году он проводит в поездках, оправдывая ещё одно из своих прозвищ – «бродяга Дхармы».
За сорок лет Нидалу удалось основать около 600 центров школы Карма Кагью. Более 70 из них действуют в России, по просторам которой датский учитель ежегодно путешествует в течение двух зимних месяцев. Считается, что у «летающего гуру» более десяти тысяч учеников, две тысячи из них – россияне.
«Чита – это ум!»
«У вас хороший город, - говорил Оле Нидал 17 января 2009 года со сцены ДК «Железнодорожник». – Кстати, вы знаете, что «чИта» (с ударением на первый слог – прим. авт.) переводится с санскрита как «ум». Чита – это ум! Что может быть лучше?».
В тот вечер, когда гуру читал лекцию «Буддизм сегодня», ДК «Железнодорожник» более всего напоминал зал ожидания на вокзале. Более 300 молодых людей, приехавших в краевой центр вслед за своим лидером, выстаивали походные рюкзаки вдоль стен зала, грели озябшие руки, держа в них горячие термосы, покупали и продавали духовную литературу. Русские, украинцы, шведы, немцы, поляки, болгары, французы… Пёстрая компания жадно хватала каждое слово учителя.
- Я хорошо помню свои первые впечатления от России 1988 года, - рассказывал тем временем лама. – Страна тогда напоминала большого раненого зверя. Меняется ли Россия? Если сравнивать страну с напитками, то у нас на глазах из прокисшего молока образуется шампанское. Всюду встречаются люди нового поколения, которые не ждут, когда им скажут, что делать, а совершают самостоятельные поступки.
Говорил лама Оле и о своих хобби: «Среди увлечений могу назвать прыжки с парашютом, за которые меня и прозвали «летающим гуру». Ещё я с юности люблю гонять на мотоцикле. Езжу по автобанам Европы со скоростью 250-300 километров в час. Это не вполне стандартное поведение для буддийского ламы, но спорт и экстрим придают уверенность в себе».
Лишь в 11 часов вечера завершилась первая встреча читинцев с Оле Нидалом. Тогда он рассказал слушателям о жизни Будды, его проповеди, распространении буддизма и создании школы Кагью. Отправляясь в дальнейший путь, неутомимый датчанин обещал обязательно вернуться.
Буддизм на 25 минут
Он сдержал своё обещание, и спустя три года, 15 января 2012-го, спустился на перрон читинского вокзала.
Если не знать, что в Чите от силы 20 последователей ламы Оле, можно было решить, что он – весьма популярная здесь фигура. Такое впечатление было создано благодаря десяткам учеников гуру, повыскакивавшим из соседних вагонов. С фотоаппаратами, видеокамерами и диктофонами в руках они встречали каждое слово Нидала одобрительными возгласами. При этом многие иностранцы с трудом понимали, в какой именно точке Транссиба, они находятся. «Здравствуй, Тула», - выкрикнула на ломаном русском одна из пассажирок поезда.
В распоряжение ламы было всего 25 минут – столько поезд «Владивосток-Пенза» стоял в Чите. Благословив читинских учеников и получив из их рук синий хадак – традиционный бурятский подарок, лама подошёл к годовалому Илье, мама которого – местная поклонница школы Карма Кагью, принесла ребёнка на встречу невзирая на ночь и мороз. Назвав малыша «махакалой» - защитником учения Будды, Нидал благословил его и приступил к коллективной медитации. Вот только текст, проговариваемый буддистом, периодически прерывался объявлениями диспетчера о том, где находится туалет или как пройти на второй путь. Эта информация опять-таки переводилась на языки кочующей Европы и вызывала улыбки на лицах медитирующих. «Спасибо!» - прокричал Оле Нидал незримому диспетчеру, завершив медитацию и, поправив свою ушанку, вернулся в двенадцатый вагон.
25-минутное шоу подошло к концу. Хиппи вмиг разбежались по вагонам, оставив на перроне лишь несколько «заблудших душ», которые ещё долго махали вслед уходящему поезду, надеясь, что однажды «летающий гуру» вновь озарит читинскую ночь своим появлением.