Дым и копоть деревень
За неделю в крае сгорело 24 дома. Десятки людей остались без крова.
Баян-Булак (Агинский район) – 12 домов, Верхний Цасучей (Ононский район) – четыре дома, Васильевский Хутор (Александрово-Заводский район) – восемь домов и школа…
Какой поселок следующий?
Сводки с фронта
Несмотря на то, что ежедневно в борьбе с огнем сотни людей рисковали жизнью, многие лишились имущества, стабильной и спокойной жизни – пожары не прекращаются. Спрашивается, откуда огонь? Не от молний же вспыхивает.
«Основная причина – человеческий фактор», - за этими строчками в официальных отчетах кроются и обычная человеческая глупость, и безразличие, и желание посмотреть, что же все-таки будет, если не притушить окурок, выкинуть спичку или не залить костер на пикнике. Много лет горели степные и лесные гектары, сгорали семена трав, фермеры мучились из-за нехватки сена… и все равно поджигали сенокосы и оставляли их без присмотра. Теперь встал вопрос о том, что за подобное нужно спрашивать по всей строгости.
С кого спрашивать?
И тут выяснилось, что спрашивать… просто не с кого. С начала пожароопасного периода в Забайкальском крае было зафиксировано почти 500 очагов возгорания. По этим фактам были возбуждены лишь 11 административных дел: 10 – по факту самоуправства и лишь одно (!) дело за нарушение пожарной безопасности.
Режим чрезвычайной ситуации в Забайкальском крае был введен 26 марта, а постановление о запрете на посещение лесов было подписано лишь 20 апреля. После его подписания из леса были выдворены 415 человек на 180 единицах техники. И, повторюсь, было составлено лишь 11 административных протоколов.
- Людей просто брали за руку и выводили из леса. И все, - возмутился 23 апреля на встрече с депутатами Законодательного собрания края Евгений Трунов, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства.
На встрече подчеркивалось, что к сотрудникам полиции накопилось очень много вопросов. В частности по патрулированию лесов.
Хотя, как оказалось позже, тем, кто становится «автором» палов на десятках километров, закон почти не страшен. По предварительным данным, пожар вблизи того же Васильевского Хутора начался от дороги после того, как там проехал УАЗ, номера которого никто не запомнил. И возгорание могло быть вызвано окурком, брошенным из автомобиля. Но для того чтобы привлечь человека к ответственности, нужно поймать его в момент, когда он сидит с зажигалкой и поджигает траву. Кроме того, желательно это зафиксировать. В итоге герою фоторепортажа может грозить штраф в… 100 рублей. Страшно, аж жуть. Отчасти благодаря такой сплошной «белой зоне» закона под Верхним Цасучеем сгорел уникальный федеральный заказник «Цасучейский бор». Это участок, где среди степи росли сосны, которые вносили свой вклад в борьбу с опустыниванием забайкальского юга России. «Благодаря» пожарам оно не только не останавливается, но ускоряется в разы. Для того чтобы восстановить единственный в тех местах участок леса, понадобится 80-90 лет. В лучшем случае его смогут увидеть наши дети. В глубокой старости. Мы сами уничтожаем насаждения, которые нас спасают.
До сих пор, несмотря на то, что запрет на разведение костров доводится до населения всеми мыслимыми и немыслимыми способами, люди, хоть убей, едут выпивать на природу. Какой отдых без шашлыков? Это показали ночные снимки из космоса: вдоль забайкальских рек зафиксированы десятки вспышек. За такое пора бы уже садить, да закон не позволяет.
Лесники и леса
Федеральные службы работают в Забайкальском крае больше недели. Наши пожары тушат спасатели из Иркутска и Бурятии.
В самый «пик» на прошлой неделе в день возникало 30-40 пожаров. Их тушили, но мер по предотвращению не предпринималось. Сейчас почти все работники лесничеств заняты на пожаротушении, однако первое время у «федералов» было много вопросов к лесникам…
- Лесничие, видимо, считали, что обнаружение пожаров – работа лесопожарной службы. Но даже если замечен степной пожар и если его вовремя не остановить, он всегда заходит в лес. В каком-то смысле лесничие самоустранились, хотя это ключевая фигура по охране леса, - заявил Евгений Трунов.
Приказ сверху
Вице-премьер России Виктор Зубков на селекторном совещании по противодействию природным пожарам 20 апреля заявил, что в Забайкальском крае необходимо срочно принять законы с санкциями против поджигателей травы.
Он поручил Евгению Трунову встретиться с главой Законодательного собрания региона, «чтобы в течение 2-3 недель были приняты законодательно меры воздействия на тех нерадивых, которые поджигают траву», передает «Интерфакс».
По словам Зубкова, если не оформить такие меры, то нерадивые граждане «будут и на праздниках поджигать, и в июне, и в июле, и в августе». Вице-премьер также призвал местных депутатов активнее объяснять населению опасность поджигания травы.
- Мы всю зиму посвятили подготовке к тому, чтобы этого не было. Если в ближайшее время не будет резкого улучшения ситуации, будем предъявлять серьезные претензии первым лицам регионов, - предупредил Зубков.
Днем ранее премьер Владимир Путин на заседании правительства РФ заметил, что в Забайкалье «ситуация к лучшему, к сожалению, не меняется». Тучи над руководством края сгущаются…
Показательная порка?
19 апреля губернатор Равиль Гениатулин освободил от должности руководителя государственной лесной службы Забайкальского края Вячеслава Ланцева, который написал заявление по собственному желанию. В самый разгар беды одна из ключевых служб осталась без опытного руководителя.
- Заявление я написал по собственному желанию, мой уход никак не связан с происходящей ситуацией. Это было мое личное, обдуманное решение. Сейчас мне нужен просто отдых после всей этой ситуации, надо в себя прийти. Общий мой стаж в лесоохране, в лесном хозяйстве, на тушении пожаров – 30 лет. Ошибок нет у тех, кто не работает, а те, кто работает, ошибки совершают, - сказал Ланцев.
В тот же день Вячеслав Ланцев был назначен на должность помощника заместителя председателя правительства региона по вопросам промышленности и природным ресурсам Евгения Вишнякова…