Резиновый кошелек
Ежегодно депутаты утверждают бюджет, в котором «зависают» миллиарды рублей.
В Законодательном собрании Забайкальского края депутаты с участием общественности обсуждали исполнение бюджета за 2011 год. Казалось бы, обычная процедура. Но если приглядеться повнимательней, можно заметить устойчивую тенденцию, в которой из года в год теряется смысл первоначально принимаемого документа.
Снежный ком, летящий с горы
Ну, вот давайте сравним два документа – принятый на 2011 год бюджет Забайкальского края и тот, что исполнен. Картина получается любопытная. Итак, общий объем доходов бюджета края на 2011 год первоначально был утвержден в сумме 29 млрд. 647 млн. 591 тыс. рублей.
А теперь сравним эту цифру с реальным исполнением бюджета. В целом доходы краевого бюджета за 2011 год составили 37 млрд. 824 млн. 448,4 тыс. рублей. Как видим, доходы к концу года оказались больше, чем первоначально планировалось, на 9 млрд. 176 млн. 857 тыс. рублей. «Ошибка» планирования составила почти 31% к первоначально принятой сумме.
Примерно то же самое получилось и с расходами. Они были заложены в бюджет в сумме 30 млрд. 922 млн. 509,4 тыс. рублей и размер дефицита был утвержден в размере 1 млрд. 274 млн. 918,4 тыс. рублей. Что же мы имеем к концу года? А мы имеем 40 млрд. 118 млн. 521,2 тыс. рублей, или на 9 млрд. 196 млн. 12 тыс. рублей больше. «Ошибка» - 29,7% к первоначально принятым расходам.
Если бы 2011 год был исключением, можно было бы говорить о досадном просчете или о каких-то экстраординарных ситуациях. Но в том-то и дело, что эта ситуация просматривается уже много лет. Особенно эта тенденция проявилась в последние три года. Например, кризисный 2009 год: изначально было заложено 28,3 млрд. рублей, исполнено 29,4 млрд. Расходы оказались соответственно 28,7 млрд. и 30,6 млрд.
2010 год: было заложено доходов даже меньше, чем в предыдущем году – 26,4 млрд. рублей (при обсуждении проекта бюджета депутаты и приглашенные в голос говорили о финансовой катастрофе). Фактически же получено доходов – почти 34 млрд. рублей. При этом стоит заметить, что просчитались как в целом в сумме доходов, так и по статье «собственные доходы» Их планировалось получить в размере 15,5 млрд. рублей, а было получено 17,6 млрд. При этом вместо запланированных 27,7 млрд. рублей расходов в 2010 году реально они составили 37,2 млрд.
Как видим из цифр выше, и в 2011 году картина примерно та же самая. Конечно, в течение года депутатами было сделано несколько поправок бюджета – и все время в сторону увеличения. Но возникает вопрос: что это за бюджетирование такое, что они ошиблись почти на треть сумм по доходам и расходам. Может быть, это нормально, в порядке вещей? Но тот, кто знает цену бюджета, цену каждой цифры, изначально закладываемой в документ, тот никогда не согласится, что это так безобидно. Все планирование в любой сфере идет в начале года – и руководители отраслей рассчитывают на определенные суммы, составляя штатное расписание, объем планируемых работ или мероприятий. А потом, где-нибудь во второй половине года, им говорят, что денег можно потратить больше, дескать, ошибочка произошла, доходов получили больше, чем ожидали. И приходится на ходу менять тактику, а иногда и стратегию развития того или иного бюджетного образования.
Таскать за чубы и делить
Таким образом, первоначально принимаемые бюджеты Забайкальского края похожи на снежный ком, пущенный с горы, который по мере падения наматывает на себя все новые слои снега, то есть новые доходы и новые расходы. О пагубности такого планирования бюджета говорят отдельные депутаты, другие участники бюджетного процесса.
Сошлюсь на такой авторитет, как председатель региональной Общественной палаты Виталий Вишняков. На одном из промежуточных обсуждений бюджета 2011 года он говорил: «На сегодняшний день можно сказать, что фактические доходы бюджета превышают запланированные на 7,3 миллиарда рублей. Если смотреть бюджеты с 2009 по 2012 годы, то средняя цифра превышения факта над запланированным составляет 28%, то есть девять миллиардов рублей, не внесенных в проект изначально. Дальше мы будем таскать друг друга за чубы и делить тысячи — и при этом систематически от 20 до 30% бюджета проходят вне нашего рассмотрения. Причины тут разные, и корни этой несуразицы, наверное, растут даже не у нас, а в федеральном Минфине. Но, может, пора бы уже обратить на это дело внимание и указать федеральному Минфину, что так же жить нехорошо? Потом эти деньги будут распределяться в аварийном порядке и использоваться, надо полагать, не вполне эффективно. Потому что, раз мы не планируем эти расходы, то и использовать эти деньги, наверно, не очень готовы».
На мой взгляд, здесь можно согласиться со всем, кроме одного – корень зла при таком бюджетировании лежит не только и не столько в Минфине РФ, сколько в региональном руководстве. Дело в том, что мы настолько привыкли к дотационной экономике, что нам кажется вполне обычным и правильным требовать от федерального центра все более и более крупных вливаний в наш региональный бюджет. Не просто требовать, а грозить, сучить ножками, кричать, чтобы дали больше. И прорехи бюджета относить на счет слабого внимания к нам федеральных властей. А они, эти власти, шлют нам из Москвы трансферты и другие отчисления, исходя из возможностей – наш федеральный бюджет, как известно, чудовищно зависит от цен на нефть. Вот в 2011 году коньюктура этих цен позволила – и в краевой бюджет из федерального было перечислено не 10,4 млрд. рублей, как планировалось первоначально, а 17,2 млрд. Но не всегда бывает коту масленица. Упадут цены на нефть – и придется довольствоваться более скромными дотациями.
Свои просчеты не в счет?
А вот собственных резервов или просто огрехов в экономике видеть не желаем. Хотя корень зла дефицитного бюджета таится как раз в нашей региональной экономике.
Не будем вспоминать прошлое и анализировать экономику за 2011 год. Пять месяцев текущего года говорят о том, что нам трудно рассчитывать на какие-то существенные поступления в бюджет края. Например, объемы производства одной из ведущих отраслей – добычи полезных ископаемых – согласно данным статистики, за пять месяцев текущего года составили только 97,1% к тому же периоду прошлого года. Обрабатывающие производства на 5% превысили уровень пяти месяцев прошлого года. Но утешение слабое, ибо весь прошлый год и четыре месяца текущего года эта отрасль из месяца в месяц снижала показатели объемов производства. Так что, если говорить об абсолютных цифрах в этой отрасли, то они невелики. К тому же производство пищевых продуктов, включая напитки, снизилось на 12,3% к соответствующему периоду предыдущего года. Сокращение обусловлено снижением выпуска муки – на 43%, хлеба и хлебобулочных изделий – на 2,4 %, макаронных изделий – на 38,6%, консервов мясных - на 43,8%, плодоовощных консервов – на 45,8%, минеральных вод – на 12,5%, безалкогольных напитков – на 16,5%, пива – на 47,5%. Основные причины повторяются краевым Минэкономразвития из отчета в отчет уже не один год: высокий износ основных фондов, проблемы со сбытом отдельных видов выпускаемой продукции из-за низкой конкурентоспособности, насыщение регионального рынка продукцией производителей ведущих российских компаний, недостаток инвестиционных ресурсов на развитие отрасли. Это наши заботы или тоже московские?
Печально, но снижение объемов производства по отрасли связано с сокращением выпуска пиломатериалов на 26,9 %, оконных блоков – на 30,1% в связи с падением спроса, особенно со стороны строительного рынка, на который ориентирована продукция деревообработки. Основные причины – отсутствие в крае высокотехнологичных производств материалов и полуфабрикатов на основе древесины, позволяющих значительно расширить ассортимент выпускаемой продукции для деревянного домостроения и производства мебели, недостаточный объем инвестиций в отрасль.
Да и строительная отрасль в целом не блещет. Объем работ в строительстве за январь-май 2012 года составил 89,8% к уровню аналогичного периода предыдущего года. За январь-апрель 2012 года сумма убытка убыточных организаций сфер деятельности строительной отрасли составила 66,9 млн. рублей.
Откуда взяться увеличению бюджетных поступлений, если убыток по результатам финансово-хозяйственной деятельности получили 117 организаций края в объеме 3 млрд. 41,1 млн. рублей, что в 2,5 раза выше уровня убытков на май 2011 года. Доля убыточных организаций в крае составила 39,7%.
Можно добавить, что в крае еще велика безработица, а цены растут быстрее, чем во многих регионах не только России, но и Сибирского федерального округа. Конечно, эти и многие другие отрицательные явления в экономической и социальной сфере ведут к уменьшению населения края. Численность постоянного населения, по оценке Забайкалкрайстата, уменьшилась с начала года на 1,2 тыс. человек и на 1 мая 2012 года составила 1 млн. 098,2 тыс.человек. Судите сами, как это отражается на поступлении налогов в бюджет.
Владимир Тихомиров