Ас из Забайкалья
Жизнь героя Первой мировой войны.
Сто лет назад, 12 августа 1912 года, в составе русской армии был создан специальный орган военного управления авиацией. Этот день официально установлен в России как День Военно-воздушных сил. В 2012 году, объявленном в стране Годом российской истории, а в Забайкалье - годом героев Отечества, не забыть бы еще один военный юбилей – 100-летие с начала боевой летописи русской военной авиации.
Считается, что боевые действия русские авиаторы начали в Первую мировую войну. Но произошло это на два года раньше, когда первые русские военные летчики в октябре 1912 года добровольно отправились оказывать помощь болгарским «братушкам» и единоверцам в их войне с Османской Империей. Другими словами, как тогда писали, – выполнять свой православно-национальный долг.
Из забайкальских казаков
Важную роль в создании и развитии ВВС России сыграли сыны казачества, одними из первых получившие дипломы пилотов и отправившиеся в Болгарию. Причисленные к казачьим полкам, но служившие в частях авиационных, казаки были вторыми после дворян в числе летного состава России к 1917 году. Имена героев-летчиков той поры редко можно встретить на страницах газет и журналов даже сейчас. В военных музеях не увидишь их портретов.
Не найден портрет и забайкальского казака, авиатора Игоря Шангина. Он не воевал в небе Болгарии, но стал первым военным летчиком из Забайкальского казачьего войска и героем первой мировой войны. Даже отчества нашего героя нет в приложении № 1 к 4-му тому «Энциклопедии Забайкалья», где указано: «Шангин Игорь, сотник 2-го Верхнеудинского полка, военный летчик. Награду (орден Св. Георгия 4-й ст., В.Ф.) заслужил в боевых действиях 1-й мировой войны за бои с 10.10.1914 по 5.3.1915».
Наиболее полные сведения о пребывании Шангина в Забайкалье до Первой мировой войны взяты из сохранившегося его армейского послужного списка. Из него и воссоздается биография Игоря Антоновича Шангина.
Родился он 7 ноября 1889 года в Иркутске в семье мелкого чиновника, происходившего из забайкальских казаков. Начальное образование Игорь получил в Иркутской мужской гимназии. После ее окончания в 1908 году он поступил в Елисаветградское кавалерийское училище. В августе 1910 года хорунжий Шангин получил назначение в 1-й Читинский полк Забайкальского казачьего войска, где служил младшим офицером в 4-й сотне. В 1911 году он был переведён на такую же должность в 5-ю сотню. С 1 апреля 1913 года Шангин числился прикомандированным к управлению Забайкальской казачьей бригады, а 17 июля был вновь переведён в 1-й Читинский полк, где 6 октября был произведён в сотники.
25 мая 1914 года сотника Шангина, как наиболее грамотного в техническом отношении офицера, откомандировывают во 2-й Сибирский саперный батальон для изучения телеграфного и минно-подрывного дела. После объявления войны и мобилизации Шангин направляется в распоряжение атамана 1-го отдела Забайкальского казачьего войска, где ему было поручено заниматься формированием со льготы 2-го Верхнеудинского казачьего полка.
Георгиевский кавалер
9 сентября 1914 года началась служба Игоря Шангина в авиации, когда он получил назначение в Гренадерский корпусной авиаотряд на должность наблюдателя.
Здесь необходимо сделать отступление. До 1914 года вопрос о возможности боя между аэропланами долгое время оставался открытым. Полеты в воздухе сами по себе считались делом смертельно опасным, и, следовательно, вероятность нападения одного самолета на другой рассматривалась как ненужный риск и как нечто нарушающее неписаную корпоративную солидарность авиаторов.
В начале Первой мировой войны, встречаясь в воздухе, летчики противостоящих держав, как правило, мирно разлетались по сторонам, а иногда даже обменивались приветствиями. Абсурдность такого поведения была очевидной, и, в конце концов, штабс-капитан Нестеров нарушил табу на бои в воздухе. 26 августа 1914 года при помощи тарана он атаковал и сбил австрийский аэроплан, экипаж которого погиб.
Подвиг Нестерова широко освещался в газетах, однако в следующие полгода новых воздушных боев на фронте не происходило. Самолеты по-прежнему оставались невооруженными, и в этой ситуации пилоты и сопровождавшие их наблюдатели могли разве что попытаться застрелить противника из револьвера. Поэтому основным видом боевых действий авиаторов была воздушная разведка.
За боевые отличия награды получали не только авиаторы, а зачастую и их сопровождающие (наблюдатели). Один из них – Шангин, который за боевые отличия уже в начале войны был награждён орденами Св. Станислава 3-й степени и Св. Станислава 2-й степени. С 17 октября Шангин занимал должность временного исполняющего обязанности отрядного адъютанта, а затем был исполняющим дела казначея и квартирмейстера (начальника разведки) отряда. 31 мая 1915 года Шангин был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.
Высочайшим приказом от 10 июня 1915 года Шангин был удостоен ордена Св. Георгия 4-й степени. В наградном листе было отмечено: «За то, что в боях с 10-го октября 1914 г. по 5-е марта 1915 г., будучи наблюдателем на аэроплане, под ружейным и артиллерийским огнём привозил много раз ценные данные о расположении противника в тылу, а также о его передвижениях. Сведения были точны и влекли за собой успех».
2 сентября 1915 года Шангин получил очередной орден – Св. Анны 4-й степени «За разведки в сентябре 1914 г.». С 11 июня по 21 ноября 1915 года он прошёл курс в Севастопольской военной авиационной школе и 24 декабря того же года был назначен временно командующим Гренадерского корпусного авиаотряда. С 26 марта 1916 года он командовал 27-м корпусным авиаотрядом, 5 июля награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, а 2 декабря был произведён в подъесаулы.
В начале 1917 года Шангин заболел и с 23 марта находился в отпуске. По возвращении на службу, 24 апреля, он был назначен исполняющим дела помощника командира Петроградского авиационного дивизиона. С 1 июня 1917 года был помощником командира 1-й авиационной группы. Накануне октябрьского переворота, 12 октября 1917 года, Шангин был произведён в чин есаула.
Обладатель Георгиевского оружия
После Октябрьской революции Шангин уехал в Сибирь и служил в белых армиях Колчака. Известно, что на июль 1919 года он был начальником воздушного флота Западной армии, затем начальником воздушного флота 3-й армии. Произведен в полковники за боевые отличия. С 25.09.1919 года – и.д. начальника авиации Восточного фронта.
Шангин имел еще одну георгиевскую награду – Георгиевское оружие. В армии адмирала Колчака награждение Георгиевским оружием продолжалось и в годы Гражданской войны. Историк и архивист Валерий Дуров в статье «Асы российской империи», опубликованной в журнале «Родина» в 2008 году, отметил: «Последним по времени получения Георгиевского оружия летчиком стал Игорь Антонович Шангин, заслуживший эту награду уже в белой армии у адмирала Колчака (приказ от 12 июля 1919 года) за сбитый неприятельский самолет». Здесь, казалось бы, можно поставить и точку: белый авиатор сбил красного…
Но прошлое истории не стоит на месте.
Послужной список И.А. Шангина рассказывает: «За боевые отличия был произведён в полковники и 12 июля 1919 года награждён Георгиевским оружием «за то, что 20 июля 1917 г., будучи в чине подъесаула помощником командира 1-й авиационной группы армий Юго-Западного фронта, вылетел на самолёте «Ньюпор» для борьбы с неприятельскими самолётами и, встретившись с одним из таковых, сбил его в 10-ти верстах к югу от Хотина. Неприятельский лётчик был убит, а аппарат достался нам в целом виде».
Отсюда следует, что в штабе Колчака, исследуя бои Первой мировой войны, Георгиевская дума (и такая имелась у Колчака) за совершенный Шангиным подвиг удостоила его этой высокой награды. То есть получил он эту награду не за бои в годы Гражданской войны, а опять же за подвиг в Первой мировой войне.
После поражения белогвардейцев в Сибири и в Забайкалье И.А. Шангин эмигрировал в Китай. Скончался Игорь Антонович 1 декабря 1938 года на одной из улиц Харбина. Похоронен герой Первой мировой войны как бездомный в общей могиле на Биньцзянском кладбище Харбина.
Подполковник запаса
Валерий Филоненко