Александр Мусиенко: «Нельзя на сцену входить в сапогах!»

Культура, 11:32, 8 октября 2012

27 ноября, в годовщину смерти главного режиссера и художественного руководителя Забайкальского краевого драматического театра Николая Березина, в Чите на доме по улице им. Полины Осипенко, 38, где он жил, будет установлена мемориальная доска. Именно таким был информационный повод для встречи с и.о. председателя Забайкальского отделения Союза театральных деятелей, директором театра кукол «Тридевятое царство» Александром Мусиенко. 

Только разговор коротким не получился…

О памяти

1 декабря прошлого года, когда Чита прощалась с Николаем Березиным, слов было сказано много, обещаний дано – не меньше. Но Забайкальское отделение Союза театральных деятелей России свое слово сдержало?

- Да, правление Забайкальского отделения СТД пригласило местных художников и скульпторов для участия в конкурсе на лучший эскиз к мемориальной доске Николая Алексеевича. Конкурс состоялся, и 1 октября эскиз скульптора Валерия Баширова был признан победителем. Городской совет по культуре одобрил представленную в мягком варианте работу Баширова. Сейчас скульптор начинает готовить барельеф из искусственного камня.

 Дорогая работа?

- Цена проекта – сто тысяч рублей.  По поводу денег – надежды остались надеждами. О мемориальной доске и министерство культуры знало, и администрация. Но ни к кому специально мы не обращались, а сами они ничего не предложили. Конечно, это наша боль, долг и обязанность не допустить забвения Человека - Творца, так много сделавшего для развития театрального искусства Забайкалья. Часть денег выделило отделение СТД, часть – драматический театр. 27 ноября мы планируем открыть барельеф. Единственная проблема – плачевное состояние фасада дома, где жил Березин. Мэрия не нашла трёх миллионов на ремонт всего здания. Нам посоветовали обратиться в управляющую компанию, только вряд ли и там найдутся такие деньги. Но нас уверили, что на участке фасада, где будет установлен барельеф, проведут ремонтные работы и специально сделают обрамление к барельефу. Надеемся, всё нами задуманное свершится.

О театре кукол

Когда, наконец, «Тридевятое царство» откроется для читинских ребятишек?

- К сожалению, мы практически пять лет закрыты. На уровне правительства решался этот вопрос: 16 августа вице-премьер Александр Холмогоров подписал распоряжение, в котором мы должны  выступить госсаказчиком и заключить контракты, а краевой минфин - предусмотреть средства  на выполнение этих работ. Здание должно быть введено в эксплуатацию не позднее четвертого квартала 2014 года. Теперь необходимо объявить аукцион, провести электронные торги. А мы не можем – реальных денег для нас у министерства культуры так и нет…

Увы, но взрослые дяди и тёти, облеченные властью, любят с высоких трибун говорить, что дети – наше будущее, что им необходимо внимание, понимание… Между тем театр кукол занимается духовным воспитанием. Это первый театр для ребёнка, и от того, как ему здесь понравится, будет зависеть его дальнейшая жизнь, как зрителя. Понравится у нас – значит, пойдет в театр юного зрителя, в драматический театр. Наивно полагать, что 20-летний молодой человек, в детстве ни разу не ходивший в театр кукол, а потом в драмтеатр, вдруг разом полюбит, например, оперное искусство или балет. Всё же ступенчато в развитии человека. Нельзя переступать-перепрыгивать через ступеньки…

Министерство министерством, но мне бы очень хотелось, чтобы и наша исполнительная власть обратила внимание на проблемы детского театра. Сейчас много строится спортивных сооружений. Мы всем миром создаем благотворительные фонды, помогаем возводить церкви… Театр кукол – это не забава, это тоже храм. Это дуэт человека и куклы, магия, где маленький зритель может  увидеть мир, в котором живёт, иначе, и постараться улучшить его в будущем. 

Зданию театра кукол, по-моему, уже больше полвека?

- Оно построено в 1950-х годах методом народной стройки. Что значит этот метод? Учитель после работы приходил и клал стены… Говорят, даже бани общественные здесь были когда-то. Затем - дом культуры Ингодинского района, потом театр юного зрителя, а 30 лет назад, в 1982 году, его передали под кукольный театр. В 2002 году мы делали единственный ремонт здания и дважды, в 2003 и 2005-ом, провели фестиваль «Байкальское кольцо».

Как шёл ремонт? Крышу сняли, остались стены. Крышу сделали, но всё оборудование, которое крепилось на ней, восстановить было невозможно - за это время сменились технические нормы, СНИПы и прочее. Мы уже год стоим с завершённым ремонтом, но у нас нет «внутренностей» - света, звука, всех коммуникаций. Цена вопроса  30 миллионов рублей. Хотя даже для нашего дефицитного региона это - не такая большая цифра.

Так что, по-прежнему работаем в малом зале, ремонт которого провели своими силами. Зал всего на 60 мест. Поэтому, ездим по садам, школам, но ведь не каждая школа и не каждый детский сад имеют подходящую площадку для спектакля.

Ситуация с детскими театрами по всей Сибири такая?

- Что вы! Например, в Омске сам губернатор стал инициатором строительства театра кукол. Там тоже было приспособленное здание, которому требовался затратный ремонт. Губернатор понаблюдал за ремонтом и задал вопрос: «А не дешевле ли снести старое здание и построить новое?». Оказалось, дешевле! И построили в Омске театр кукол, который считается лучшим не в стране – в мире! Прекрасное пятиэтажное здание в форме корабля, где всё продумано до мелочей. Пригласили немецких специалистов, которые делали механику сцены, чешских мастеров, которые смонтировали свет. Там теперь даже гостиница есть для артистов-гастролёров. Вложились, а теперь гордятся, высоким гостям показывают.  Не только Омск - Благовещенск сейчас строит театр кукол, Петропавловск-Камчатский, Красноярск, Ханты-Мансийск…

Теперь много говорят о доступной безбарьерной среде для инвалидов. Мы расширили вход в театр, установили пандус... Что дальше? В малый зал коляску с ребенком-инвалидом не провезут – у нас ступеньки, перепады. Элементарно в туалет не смогут провезти. И это не одна проблема. Наше здание не соответствует нормам по очень многим параметрам, вплоть до  сейсмостойкости.

Мнение своё не изменю: экономически менее затратно снести это здание и построить новое, чем потратить деньги и не привести его в соответствие необходимым нормам. Сколько лет руководство озвучивает идею строительства театра на улице Полины Осипенко? Я помню, когда был ещё совсем молодым артистом, наш тогдашний директор Федор Игнатьевич Новицкий в году, наверно, 1977-м приносил план строительства Читы на предстоящие 80-е годы. И на этом плане, на «пятачке» улиц Осипенко – Анохина, «стоял» театр кукол! Куда исчез этот проект? Сейчас, насколько я знаю, там запланировано строительство не то музыкального, не то молодежного театра. Вот так и «перепрыгиваем через ступеньки»…

О театре драмы

Как вам ситуация в драмтеатре?

- Абсолютно не понятно назначение Владимира Вербича директором. Я думал, давным-давно канули в лету советские времена, когда считалось, что директор бани или пенсионер из органов может запросто возглавить театр. Думал, в другом мире живём, в ином государстве. Ведь понятно - специфика театра должна быть близка человеку, который им управляет. Вероятно, Владимир Иванович и профессионал в своём деле, но армия – это узкая специализация. Что такое армия и что такое театр? Нельзя на сцену входить в сапогах! Это нужно понимать.

Уехал крепкий директор Пояркин. Ушёл из жизни Березин – человек, вырастивший труппу, создавший коллектив единомышленников, который не поддавался никаким болячкам извне. Но оказалось, этот здоровый организм можно легко превратить в колосс на глиняных ногах, лишь поставив директором не того человека. Это, принятое нашим министерством культуры, неправильное кадровое решение продолжает приносить свои плоды. Коллектив сразу раскололся на два-три лагеря. Весь коллектив, не только актёрский состав. Люди увольняются. Не стало единого организма.

Во время недавнего кинофестиваля великий режиссер Кшиштоф Занусси пришёл на встречу в театр. Но даже на такое всемирно известное имя коллектив не собрался – руководство не организовало встречу. Начиная с того, что даже на входе не встретили. То есть директор просто не понимает, насколько это важно.

Всего одно неверное решение, а как оно перебуровило жизнь коллектива театра! Причем, поднялась со дна такая муть, о которой никто даже не подозревал. Возьмите комментарии под статьями на сайтах. Мы же все знаем друг друга даже по манере изложения мыслей – никакие «ники» не спрячут. Я несколько раз напрямую писал, обращался к ребятам – так нельзя. Обидно, когда люди при жизни пели дифирамбы и на каждом углу кричали «Великий режиссер! Великий человек!» и вдруг, когда, как говорится, не успел прах остынуть, начали говорить «А что он сделал?»…

Почему я и.о. председателя?  Потому что при такой ситуации просто не хочу и не могу руководить отделением СТД. Не потому, что устал бороться или какая-то безвыходность. Театральное сообщество должно быть единым. А я не вижу в себе потенциала, чтобы одному склеивать то, что нужно склеивать сообща, при обязательном понимании и поддержке министерства культуры и даже лично губернатора. Здесь нужен человек, который проработал много лет именно в драматическом театре, потому что экстренная помощь нужна сейчас именно ему.

P.S. 

Несмотря на все трудности, 9 октября премьерой спектакля «Счастливый принц» театр кукол открывает 78-й театральный сезон. Для маленьких зрителей подготовлена новая сказка - о любви, самопожертвовании и благородстве.

В таком состоянии находится дом по ул. П.Осипенко, 38, где жил Николай Березин. Справа компьютер "прикрепил" предполагаемый барельеф.

Эскиз барельефа, подготовленный Валерием Башировым