Нил БАКЛИ: "Жизнь в России улучшается в городах, но пока не в деревне"
Общество, 12:04, 20 февраля 2008
Мой собеседник Нил Бакли является шефом московского бюро финансовой британской газеты “FINANCIAL TIMES”. Именно ему удалось впервые за пять лет со времени ареста в 2003 г. российского олигарха взять интервью у Михаила Ходорковского.
Чита - один из пунктов его десятидневного путешествия по восточной части Транссибирской магистрали по маршруту “Иркутск-Владивосток”. Нил путешествует вместе с русским фотокорреспондентом Татьяной Макеевой.
По заданию своей газеты он должен сделать серию материалов о востоке страны перед вторыми выборами Президента. Задача Нила - попытаться ответить на вопросы “Как развивается экономика отдаленных от Москвы регионов?”, “Какие главные задачи стоят сейчас перед страной?”.
? Нил, представления о жизни россиян, которые вы получили в столице, сильно отличаются от нынешних?
- Я живу и работаю в Москве уже три года. За это время побывал в других городах: Екатеринбурге, Грозном, Томске, Красноярске, бывших республиках Советского Союза.
Мои представления о России по большей части подтверждаются в этом путешествии. Очень приятно, что сейчас экономика развивается не только в Москве. Уровень жизни за последние годы повышается в городах, но пока не в деревне.
? Вы уже заранее знали, о чем будете писать во время путешествия?
- Нет, не совсем. В Чите, например, нам удалось взять интервью у Ходорковского, но точно мы не знали, состоится ли оно. В ходе путешествия мы готовы изменять планы по необходимости. В Иркутске встречались с политиками и предпринимателями, говорили о развитии бизнеса. В Улан-Удэ беседовали с журналистами одной из крупных газет.
В Чите главная тема - это, конечно, Ходорковский. В Благовещенске - это будет тема сотрудничества с Китаем.
? Вы сделали довольно пространное интервью с Ходорковским. Какие впечатления получили от беседы?
- Я ожидал, что он будет выглядеть хуже, но здоровье у него нормальное. Я удивился, что после длительной голодовки он все время стоял и долго разговаривал. Очень открытый человек, у него интересные взгляды на будущее России. Видно, что он очень много думал об этом, у него было для этого время.
? Какое отношение к Ходорковскому у Вас в стране?
- У нас сложилось впечатление, что это политическое дело, а он политзаключенный. Власти не удалось убедить Запад в уголовной вине Ходорковского. Есть другие люди, которые также виноваты, как и он, но они живут на свободе, развивают свой бизнес. Это необъективно: его посадили, а других нет.
? Чувствуете ли Вы разницу в людях, которые живут в Москве и в отдаленных регионах?
- Я думаю, что да, эта разница есть. Мы уже были в Иркутске и в Улан-Удэ. Кроме того, мы заезжаем и в маленькие населенные пункты, чтобы посмотреть, как живут люди в глубинке.
Здесь люди более открыты, доброжелательны, любезны. Они очень помогают нам во время путешествия, сразу приглашают в гости. У меня остается масса знакомых из таких поездок, с которыми я могу потом связаться и спросить, как дела.
С политической точки зрения, мне кажется, в жизни россиян есть недостатки. Ради стабильности страны граждан лишили некоторых демократических прав.