Пассажира бьют рублем
Экономика, 12:36, 20 февраля 2008
По данным Региональной службы по тарифам, в Чите одни из самых высоких в стране цен на пассажирские перевозки. Но владельцы маршрутных такси считают, что занимаются перевозками себе в убыток - мол, стоимость бензина и запчастей кратно возросла, как и инфляция. Все читинцы помнят декабрьскую эпопею с повышением цен в маршрутках. Несмотря на массу переломанных копий со стороны предпринимателей, цены на проезд удалось сдержать от резкого скачка. У бизнесменов своя правда, у контролирующих органов - своя. Но закон то для всех один.
Суд да дело
Тогда в поисках своей правды восемь индивидуальных предпринимателей, занимающихся маршрутными перевозками по городу Чите, обратились в арбитражный суд с исковым заявлением об оспаривании нормативно-правового акта Региональной службы по тарифам Читинской области. Владельцы маршрутных такси заявили, что у мэрии и РСТ нет полномочий и законных оснований вмешиваться в определение цен на проезд.
- За три года, пока действовали старые тарифы, уже в несколько раз выросли цены на топливо и запчасти. Администрация города и РСТ не имеют права вмешиваться в деятельность индивидуальных предпринимателей, так как они не получают дотаций из городской казны. Если муниципальных перевозчиков дотируют из бюджета, то пусть их тарифы и регулируют, - высказал свое мнение корреспонденту "Экстры" законный представитель частных перевозчиков Геннадий Пичуев.
Предприниматели считают, что тарифы на пассажирские перевозки должны регулироваться не административными методами, а экономическими.
- Нас, частных перевозчиков, реально взяли за горло, - считает один из владельцев маршруток Сергей Кожевников. - После того, как в декабре нам не дали повысить цену на проезд, 80% наемных водителей уволились - им не выгодно ездить по старой цене, они просто зарабатывают копейки. Мы считаем, что, вмешиваясь в установку тарифов, РСТ существенно нарушает наши законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности.
В администрации города считают, что экономических обоснований повышения стоимости проезда в маршрутных такси нет. Соответственно и повышать цены им не позволяют. К тому же, индивидуальные предприниматели ссылаются на то, что подорожал бензин, хотя 70% маршруток ездит на газе, цены на который остались прежними. Но, несмотря на это, в нескольких маршрутках были замечены ценники для отдаленных районов - "20 рублей". У РСТ на это самоуправство один ответ - наказывать штрафом.
На прошлой неделе суд посчитал, что регулирование тарифов на основании арбитражно-процессуального кодекса не подсудно арбитражному суду, и принял решение - производство по делу прекратить. Но предприниматели не собираются опускать руки и будут обращаться в суды общей юрисдикции.
Расчеты для маршруток делают студенты?
Когда в декабре частные перевозчики решили повысить цены на проезд, сотрудники РСТ, совместно с ГИБДД и МОБ, провели шесть рейдов по проверке исполнения решения службы по тарифам, чем вызвали бурю протеста со стороны предпринимателей.
- Я считаю, что наши действия абсолютно законные, - считает руководитель Региональной службы по тарифам Читинской области Алексей Кошелев. - Практически в половине субъектов Федерации, там, где есть спор между перевозчиками, властью и потребителями, муниципальные власти и региональные службы по тарифам идут тем же путем. Транспорт общего пользования должен регулироваться государством. Если бы мы устанавливали частникам заведомо убыточные тарифы, то они бы имели право через суд потребовать возмещения убытков. Ни один из предпринимателей не смог доказать потерю прибыли из-за низкой стоимости проезда, кроме четверых, которые обосновали нам необходимость перевозок за 15 рублей.
Кстати, о расчетах. Предприниматели предоставили суду расчеты, предоставленные кафедрой "Менеджмент технологических и транспортных систем" ЧГУ, где тариф на одну перевозку составил 24,6 рублей. Дополнительно предприниматели обратились в ООО "Аудит-Информ", которые тоже высчитали, что стоимость пассажирских перевозок по отдаленным внутригородским районам составляет 20,36 рублей, а в черте города - 16,79.
- Фирма "Аудит-Информ" не имеет права заниматься этим вопросом. То, что они им рассчитали не стоит внимания: там нет анализа конкретного маршрута, пробега, пассажиропотока. Возможно, эти расчеты им сделал студент какого-нибудь вуза, но мы не можем принимать их как руководство к действию, - считает Алексей Геннадьевич. - По существующему законному порядку перевозчики должны были написать заявление, где указаны все их затраты, фактический расход бензина, его стоимость, зарплата водителей, пассажиропоток. Такого заявления в нашей службе нет, они считают, что мы не должны вмешиваться, и хотят устанавливать стоимость проезда сами. Не будет этого.
Чем завершится поединок между РСТ и частниками - неизвестно. Ясно одно: если цены на проезд поднимутся даже до 25 рублей, жители КСК, ГРЭС или Песчанки будут безропотно платить за проезд. Альтернативы то у них нет, а на работу или учебу нужно ездить каждый день…
Куда жаловаться?
Если читинцы увидят, что в маршрутке висит цена 20 рублей для отдаленных районов, а по городу с них водитель потребует 15 рублей, вместо 13, то они могут обратиться с жалобой. Для этого пассажиру нужно записать фамилию индивидуального предпринимателя и водителя, указать время, когда он ехал, номер автомобиля, написать письменное заявление на Региональную службу по тарифам (ул. Курнатовского,7) или позвонить по телефону 26-18-85.
Цифры
За нарушение установленных тарифов перевозчикам грозит административный штраф:
До 5 тысяч рублей для индивидуального предпринимателя;
До 50 тысяч рублей для юридического лица;
Около 1900 маршруток ездит по городу;
Свыше 3 600 индивидуальных предпринимателей занимаются перевозками пассажиров;
В течение 2007 года перевезено около 51 миллиона человек.