Один случай на миллион? Диверсии на ЗабЖД

Происшествия, 12:12, 29 августа 2007
Недавний подрыв поезда "Невский экспресс" в Новгородской области вряд ли можно отнести к числу резонансных событий для Забайкалья. Подавляющее большинство жителей региона, даже не узнало, что на далекой от нас Среднерусской возвышенности произошел очередной теракт, чудом не ставшим кровавым. А между тем удаленность от центра не должна позволять нам предаваться беспечности. Новейшая история Читинской области знает, по крайней мере, три очень серьезных ЧП на Забайкальской железной дороге, произошедших по вине человека. Два из них имеют отчетливый террористический окрас. Давайте вспомним, как это было. Взрыв в Аге Ранним утром, в 5 часов 47 минут 20 августа 1970 года на окраине станции Ага Оловяннинского района прогремел мощный взрыв. Грохнуло так, что во всем пристанционном поселке вылетели стекла, а по улицам упругим хлопком сжатого воздуха прошла взрывная волна. Жители увидели северо-западнее поселка черное грибовидное облако, очень похожее на ядерный взрыв. Последствия взрыва были чудовищными. На его месте образовалась воронка длиной 45 метров, шириной - около 26, глубиной - четыре с половиной метра. Было уничтожено более ста метров железнодорожного пути. На расстоянии до километра по степи были разбросаны деформированные металлические части вагонов, рельсы, куски шпал. Потом было установлено, что погибло 29 военнослужащих 131 военно-строительного отряда ЗабВО, казармы которого были расположены неподалеку от места взрыва. Еще 35 человек получили ранения. Несмотря на то, что связь с Читой была прервана взрывом, через час о происшедшем стало известно в областном управлении КГБ. Сотрудники военной контрразведки быстро подсказали, что никакие военные грузы в тот день через Агу не проходили. Практически сразу на место происшествия выехали офицеры Агинского окружного отделения, Карымского и Оловяннинского районных отделений УКГБ, сотрудники транспортной милиции и прокуратуры. Параллельно свое служебное расследование производили специалисты Забайкальской железной дороги. На следующий день в Читинскую область спецрейсом прилетел следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР М.М.Лякишев. От него в Чите узнали, что тогдашний министр путей сообщения страны имел беседу с генеральным секретарем ЦК КПСС Брежневым. Главный железнодорожник сообщил генсеку, что на Забайкальской железной дороге произошел взрыв ядерного боезаряда, который военные перевозили тайком от всех. По другим сведениям, Брежневу сообщили, что Китай нанес по территории Забайкалья ядерный удар. Потрясенный Леонид Ильич дал задание председателю КГБ Юрию Андропову лично разобраться в происходящем. Последний, к своей чести, уже обладал первичной информацией читинских подчиненных и сообщил, что ядерный взрыв категорически исключен. Один случай на миллион Чтобы установить картину происшедшего потребовалось совсем немного времени. При следовании грузового поезда № 2886 на перегоне Остречная - Ага локомотивная бригада зафиксировала возгорание девятого вагона. Поезд остановили, не дотянув совсем немного до станции Ага. Машинист с помощником разъединили головную и хвостовую часть состава. Горевший девятый вагон уже невозможно было отцепить от восьмого. После чего железнодорожники начали гудком подавать сигнал пожарной тревоги. Повод для сигнала бедствия был весомым. В вагонах № 8 и 9 находилось100,8 тонны гранулита АС-4, промышленной взрывчатки применяемой для горнорудной промышленности. Смертоносный груз шел в Забайкалье с завода из Узбекистана. Сигнал тревоги услышали в батальоне военных строителей, который располагался неподалеку. И хотя до подъема оставалось еще полчаса, из военного городка на выручку бросилось 30 военнослужащих. А через минуту прогремел взрыв. Выжить удалось только одному военному строителю. Специалисты НИИ, разрабатывающего взрывчатку, дружно утверждали, что взрыв гранулита возможен только от детонации. Следователей прокуратуры и управления КГБ дружно убеждали, что под Агой произошла диверсия. Чекисты не отрицали ничего, пока не собрали достаточных доказательств. Было опрошено 200 человек, непосредственно участвующих в приеме, обработке, охране и движении вагонов с взрывчаткой. Версия закладки взрывного устройства в девятый вагон отпала сама собой. Молодой оперативник Карымского отделения УКГБ Владимир Белоусов (ныне сотрудник службы безопасности Забайкальской железной дороги) предположил, что вагоны могли загореться от раскаленного осколка чугунной тормозной системы при торможении с крутого спуска, начинающегося от станции Бурятская. По документам на 9-м вагоне стояли композитные колодки, не дающие искр. А вот 8-й вагон действительно был оборудован чугунным тормозными колодками. Вдобавок ко всему он двигался с отключенными тормозами. Сотрудники областного УГКБ предложили разработчиком гранулита АС-4 ответить: возможен ли его взрыв при загорании в замкнутом пространстве, например в вагоне? "Один случай на миллион", - ответили создатели взрывчатки. Именно этот роковой случай и произошел в тот момент, когда подбежавшие военные стали тушить пожар. Большинство погибших похоронили в Чите. В 1971 году на братской могиле был установлен памятник. Дела последних лет Следующий раз на Забайкальской железной дороге громыхнуло в июле 1994 года на перегоне Маккавеево-Дарасун. Перед локомотивом почтово-багажного поезда сработало радиоуправляемое взрывное устройство. С путей электровоз и следующие за ним вагоны не сбросило только по той причине, что рядом с дорогой находилась отвесная скала. Взрывом был сильно поврежден электровоз и несколько десятков метров пути. Машинист и его помощник были контужены взрывом, но не пострадали. На расследование теракта, в свете зарождающегося чеченского кризиса, были брошены лучшие сыщики. Сотрудники госбезопасности и милиции опросили большое количество людей - практически всех "афганцев" из окрестных районов, железнодорожников, специалистов горнорудной отрасли. Зацепок не было ни каких. Личности подрывников установить так и не удалось. И вряд ли когда удастся. Впоследствии уголовное дело по факту взрыва было закрыто. И, наконец, последнее ЧП на дороге произошло летом 2005 года. А вернее не произошло, а могло произойти. В территории Могочинского районе неизвестные разобрали часть главного хода Транссиба. Проходящий в это время поезд № 7 (Новосибирск-Владивосток) спасло только мастерство машиниста. Он заблаговременно остановил поезд перед отсутствующими рельсами. Никто из пассажиров так ничего и не узнал. "Автора" разобранного пути также установить не удалось.