Награда для фроновика
Общество, 12:17, 27 февраля 2008
Он не просит к себе какого-то особого отношения. Наоборот, он просит, чтобы к нему относились также как к другим. Михаилу Михайловичу Шкуратову 82 года. Фронтовик, участник битвы за Берлин, ветеран угольной отрасли Забайкалья, он всю жизнь работал на благо родного государства и сейчас ветеран просит у государства только одного. Дать ему на старость лет пожить в благоустроенной квартире. Пока, правда, желания старого солдата и городских властей не совпадают.
Шесть лет в строю, 18 лет под землей
Войну Михаил Шкуратов застал на самом ее излете, когда Советская армия стремительно наступала по всем фронтам. Но тот год с небольшим, с весны 1944 года, который он провел в действующей армии, стоил вечности.
- Я служил в пехоте, а она всегда была на острие атаки. Повидать пришлось многое. Иногда было, действительно, страшно. Однажды видел, как молоденький лейтенант принимал взвод и вел его в атаку. Меньше чем через час офицера уже санитары несли в тыл без одной ноги, - вспоминает Михаил Михайлович.
На своих двоих наш собеседник прошел всю Европу, дошел до Берлина. Саму германскую столицу Михаил Шкуратов штурмом не брал, а вот на окраинах города его 140-й гвардейский стрелковый полк 54-й гвардейской стрелковой дивизии повоевал изрядно. Закончилась Великая Отечественная война для Михаила Шкуратова под Прагой.
- После 9 мая 1945 года, там еще несколько дней во всю шли бои. После того, как все закончилось, нас отправили пешком в Белорусский военный округ. Шли практически все лето, чтобы в начале осени расположится на станции Уречье Минской области, - говорит Михаил Шкуратов.
За год боевых действий 19-летний фронтовик был награжден медалями "За победу над Германией", "За участие в героическом штурме и взятии Берлина" и Орденом Отечественной войны 2-й степени. Уже в 2007 году Михаил Михайлович узнал, что он награжден еще и медалью "За освобождение Праги", которую не мог получить больше 60 лет. Скоро награда найдет героя.
Несмотря на окончание боевых действий, военная служба Михаила Шкуратова продолжалась. До своей демобилизации в 1950 году, он успел изрядно поколесить по стране. Сначала была служба в белорусском городе Осиповичи. В 1947 году, когда обострились отношения Советского Союза и Турции, часть перебросили на Кавказ. В пригороды Ставрополя.
- Тогда нас очень быстро перевели из пехоты в кавалерию, - продолжает наш собеседник.
Дослуживал срочную службу Михаил Шкуратов в Кавказских Минеральных водах. Потом был комсомольский призыв на ударные стройки Забайкалья. Забросила нашего собеседника судьба на одну из черновских угольных шахт. 18 лет проработал под землей взрывником-проходчиком. Потом, когда стало подводить здоровье, был переведен в наземный персонал шахты. В 1976 году, в возрасте 50 лет, вышел на пенсию, так и не получив от государства благоустроенной квартиры. Зато получил инвалидность первой группы.
Дом на краю города
Квартира в кирпичной двухэтажке в Черновских, в которой сейчас живет Михаил Михайлович, вместе с семьей сына Дмитрия, официально считается полублагоустроенной. Но Михаил Михайлович смело именует неблагоустроенной.
- Что у нас есть? Кроме отопления, холодной воды и электричества, пожалуй, ничего и нет. Воду приходится греть. Газ к дому централизованно не подведен. Его возят баллонами. Одного баллона за 420 рублей еле-еле хватает на одну неделю, - "проводит экскурсию" Михаил Михайлович.
В довершении ко всему, "двушка" в которой живет ветеран, очень маленькая. 54 квадратных метра на шестерых членов семьи явно не хватает. Решение у проблемы, уверен фронтовик, только одно.
- Сейчас на КСК активно строят ветеранское жилье. Ни в коем случае не хочу умалять чужих заслуг, но те кто квартиры там получает, они в большинстве своем не фронтовики. Да, они участники войны, но непосредственно в боевых действиях участия не принимали. Я же воевал. Так почему же мне государство не может помочь? - вопрошает Михаил Михайлович.
Предел мечтаний фронтовика - это однокомнатная квартира площадью метров 30-35.
- Я - вдовец. Многого мне не надо. Просто хочется жить в старости с комфортом, чтобы я никому не мешал и мне никто не мешал, - делится мечтами ветеран.
Пока отклика со стороны городских властей на мечты и многочисленные просьбы ветерана, выделить ему квартиру, не нашли. Дело в том, что Михаил Михайлович, согласно документом, не считается нуждающимся в жилье. Но документы - это одно, а реальная жизнь - совсем другое. Мы убеждены, что старый фронтовик и шахтер-ветеран заслужил уважения со стороны государства. И материальным выражением этого вполне может стать однокомнатная квартира. Бюджет от этого не обеднеет. Зато так будет по-человечески. Как ты относишься к предкам, так к тебе относятся и потомки. Призываем городскую администрацию разделить нашу точку зрения.
Радакция "Экстры" будет следить за тем, как развиваются события.