Элина Акулова: "Нельзя держать село на голодном денежном пайке"

Политика, 15:55, 27 ноября 2013

Более месяца назад председателем комитета по аграрной политике и потребительскому рынку была избрана Элина Валерьевна Акулова, ранее занимавшая пост заместителя руководителя краевого Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Сегодня мы попросили ее поделиться своим видением работы комитета и развитием сельскохозяйственной отрасли в свете утверждения бюджета края на предстоящие три года.

- Элина Валерьевна, Ваш комитет уже активно включился в работу. Какие-то ключевые моменты наметили на ближайшее время и на перспективу?

- Я твердо убеждена, что нам, в первую очередь, необходимо организовать стабильный сбыт сельскохозяйственной продукции. Если производитель будет четко понимать каналы этого сбыта, стоимость своей продукции, оказанная государственная поддержка будет оправдана на 80 процентов. У нас сегодня это направление пока очень слабо развито.

Мы обязательно будем использовать полезный опыт комитета предыдущего состава Заксобрания, особенно интересные наработки, которые мы непременно подхватим. Есть, конечно, и вопросы, которые обсуждаем на перспективу. С коллегами из соседних регионов, например, мы пришли к выводу о необходимости проведения совместных заседаний. Есть вопросы, опыт решения которых им интересен, есть вопросы, которые интересны нам. Я не думаю, что нужно изобретать велосипед, когда у соседей уже есть наработки, которые прошли апробацию в аналогичных условиях. Это касается и глобального для нас вопроса сбыта сельскохозяйственной продукции.

- То есть, пока отсутствует четко налаженный сбыт сельскохозяйственной продукции, о наращивании объемов ее производства не может быть и речи?

- Это закономерно. В дальнейшем, на мой взгляд, можно было бы уйти от дробления видов государственной поддержки, коих сейчас больше пятидесяти, а направить ее только на стимулирование готовой продукции, то есть на конечный результат. Если мы обеспечим сбыт, то у нас, соответственно, будет и рост производства. Но сегодня сеть существующей кооперации не выполняет свои функции. Есть прекрасная практика, например, в том же Красноярском крае. Там успешно работает система кооперации, где выработана вся логистика от заготовки до переработки и сбыта. И мы будем поступательно двигаться в этом направлении. Не так давно избран новый председатель правления краевого потребсоюза, мы обязательно будем приглашать его на совместные выездные совещания, заслушаем на Правительственном часе о планах предприятия и путях развития.

- То есть у местных сельхозтоваропроизводителей, на Ваш взгляд, потенциал есть?

- Безусловно. Ведь и наш край имеет собственную прекрасную продукцию. Например, на Атамановском пищекомбинате запускается линия по розливу молока объемом от стакана до литра, такая линия успешно работает в Нерчинском районе, есть продукция Союза пчеловодов, а также мясо, масло, картофель, то есть те продукты, которыми мы уже сегодня можем себя обеспечить. По производству картофеля есть у нас крупные хозяйства, которые готовы развиваться, если будут четко просматривать сбыт своей продукции. Этот сбыт частично можно организовать, например, через организацию социального питания. Мы уже сегодня фасуем «школьное молоко». Также мед можно фасовать по школам. Все учреждения здравоохранения края сегодня кормит фирма, работающая на сырье не нашего производства. Понятно, что есть требования 94-го Федерального Закона, должна быть конкуренция. Однако и местный товаропроизводитель должен иметь выходы на рынок. У нас многие поставщики отправляют продукцию в наши же бюджетные учреждения, есть хорошая практика в Читинском районе. Буквально недавно спрашивала у одного местного поставщика, как легко заходить на тендер. Прячет глаза, потому что приходится перешагивать серьезные препоны, чтобы пробить дорогу своей продукции. А этого быть не должно. Почему мы должны привозить за много тысяч километров, например, пастеризованное «мертвое» молоко, если есть своя свежая продукция, тем более хорошего качества?

- Сейчас один из главных вопросов повестки – принятие бюджета края на ближайшие три года. В условиях его дефицита каким Вам видится развитие сельскохозяйственной отрасли?

- Мы сейчас настаиваем на необходимости еще раз внимательно посмотреть бюджет и более пристальное внимание обратить на село. Нельзя держать его на голодном денежном пайке. В отношении бюджета региона на 2014 год я подчеркиваю четыре принципиальные позиции.

Во-первых, мы должны сохранить объем предоставления субсидий на один гектар посевной площади. У нас сегодня по проекту бюджета почти наполовину идет уменьшение этого вида государственной поддержки. Я не говорю о западе страны, где для поддержки села выделяется до четырех тысяч и более рублей на один гектар. Но мы можем говорить о помощи сначала до одной, а в перспективе и до двух тысяч рублей на гектар. Ведь стоимость ГСМ, удобрений, средств химической защиты постоянно растет, хозяйства несут определенное бремя по заемным средствам, которые они потратили на приобретение техники и оборудования, а мы, непонятно по каким причинам, урезаем им «несвязанную поддержку». Будем настаивать, чтобы ее объемы остались, как минимум, на уровне этого года.

Второй момент, на котором мы делаем акцент, – это уровень субсидий на приобретение сельхозтехники и оборудования, он однозначно должен быть существенно выше. Недавно, например, была в Бургени, посмотрела линейку техники в хозяйстве. Руководитель просто восхищен эффектом новой техники. В то же время он несет колоссальные затраты по эксплуатации старых агрегатов, потому что без них не сможет освоить и обработать свои площади. Мы сегодня видим, что по сравнению с этим годом в бюджете на 2014 год предусмотрена небольшая сумма субсидии на приобретение техники и оборудования. Кроме того, сегодня задолженность перед сельхотоваропроизводителями по субсидиям на уже приобретенную сельхозтехнику составляет порядка 98 миллионов рублей.

Еще одно направление касается «Программы устойчивого развития сельских территорий», которая принята в крае до 2020 года. Разрабатывалась программа с учетом требований ВТО и несет социальную нагрузку. На 2014 год программа включает всего три мероприятия. Это, в частности, строительство нескольких школ на селе, строительство жилья, в том числе для молодых специалистов, и есть небольшой раздел по газификации. Пусть это капля в море, но, я считаю, если на уровне края идут серьезные разговоры на тему газификации, то нам не помешает уже сейчас начать какую-ту работу в этом направлении. Потребность на 2014 год на мероприятия этой программы составляет 206 миллионов. Мы, к сожалению, сегодня в бюджете видим только 57 миллионов. Естественно, ни о каком прорыве речи идти не может.

Четвертая принципиальная позиция в рамках рассмотрения бюджета касается участия нашего региона в федеральных программах. Раз уж мы говорим о том, что наше участие в них должно быть максимальным, то и действовать должны соответственно. Сегодня, например, в бюджете не предусмотрено ни одной копейки по программе мелиорации. На федеральном этапе эта программа принята и у нас есть возможность участия в ней. Есть потребность в финансовых ресурсах, которые по полным расчетам составляют порядка 15 миллионов. В 2014 году на эту программу мы должны предусмотреть, как минимум, 8 миллионов рублей, чтобы привлечь федеральные средства.

Мы высказали министерству финансов наши пожелания и договорились о том, чтобы помимо корректировок внутри раздела, мы финансово приросли по некоторым другим направлениям. В свою очередь министерство заверило нас, что в процессе исполнения бюджета в 2014 году эти приоритеты будут учтены.

- Вы уже начали практиковать выездные заседания…

- Основной вопрос – развитие заготовки, переработки и сбыта сельхозпродукции. Цель первого выездного заседания проста – наполнить реальными мероприятиями региональную подпрограмму развития сельскохозяйственной отрасли. Мы понимаем, что бюджет всегда будет сложным, тогда давайте определим приоритеты, вычленим первоочередные меры, которые нужно предпринимать уже сейчас. То, что можно отодвинуть по срокам, давайте отодвигать. Такое понимание должно быть. И оно не должно родиться только внутри минсельхоза, нам интересно послушать самих участников процесса – переработчиков и поставщиков сырья. Это мы и планируем сделать 27 и 28 ноября, в рамках выездного заседания нашего комитета в Агинском округе.

- И вопрос личного плана. Как Ваши близкие отнеслись к переменам в карьере?

- Мои дети и супруг в этом плане очень дисциплинированы и приучены ко всем жизненным коллизиям. Начнем с того, что в свое время я совершенно неожиданно для себя пришла руководителем предприятия, была в то время достаточно молодой, причем предприятие находилось в очень сложном финансовом положении. Потом еще одно совершенно неожиданное и кардинальное для семьи решение переезда из Бурятии в Забайкалье. Затем - приглашение в Министерство сельского хозяйства и продовольствия. Семья такие перемены принимает как должное, потому что знает, что мама больше десяти дней в отпуске быть не может.

Записала Елена Полежаева








Если у читателей есть вопросы и замечания к данному материалу, они могут задать и сделать их на сайте Законодательного собрания Забайкальского края.