Безволие сильных
Акционеры Машзавода не смогли предложить губернатору путей спасения предприятия
- В советское время мы выпускали порядка 100 единиц холодильного оборудования ежемесячно, общепромышленных холодильных установок; порядка 30 единиц морского исполнения: для рыболовных, военных судов и порядка 250 компрессорных установок в месяц, - рассказывает Виталий Пономарев, генеральный директор Машзавода. - В 2013 году мы собрали всего 13 компрессорных станций и всего три холодильные машины. Мы не отказываемся ни от каких заказов, летом ежегодно выполняем заказ ТГК-14, в основном для ТЭЦ-1 изготовление запчастей для энергетического оборудования. В этом году мы выполнили небольшой заказ 103 БТРЗ, изготавливали детали для ремонтируемой техники.
Сегодня долг предприятия за электроэнергию – 8 млн рублей, за уголь – 5 млн рублей. Ежемесячные платежи за электроэнергию составляют 2,7 млн рублей. 34,3 млн на 1 января 2014 года составляла задолженность по налогам, 18,4 млн из которых – просроченные. По итогам 2013 года чистый убыток предприятия составил 56,9 млн рублей. Для того чтобы как-то погасить долги, руководство «Машзавода» продало четыре здания и шесть земельных участков. Теперь на месте некоторых из них появятся торговые центры.
Люди
Всего несколько дней назад была выплачена зарплата за декабрь. За январь-февраль задолженность уже составила 9 млн рублей. Виталий Пономарев отметил, что сегодня средний возраст работников Машзавода 55 лет.
Отсутствие молодых кадров является огромной проблемой для предприятия, добавил он. Именно потеря госзаказа, нерегулярные контракты с покупателями привели Машзавод на грань развала, уверены акционеры. Это произошло с учетом того, что 350 сотрудников предприятия перешли на трехдневную рабочую неделю.
- Если говорить о том, что бы мы могли делать… Самое главное – это кадровый потенциал. Я боюсь, что с теми людьми, которые сейчас есть на заводе, мы уже почти ничего освоить не можем. Нужны инвестиции, привлечение специалистов, - говорит генеральный директор. – А вопрос с выплатой заработной платы стоял и будет стоять. Завод находится в такой ситуации…
Ежегодно предприятие теряет своих мастеров: люди уходят на другие работы, стареют, умирают. Средняя зарплата на предприятии сегодня – 16 тысяч рублей в месяц, а с учетом трехдневной рабочей недели выходит и того меньше.
Когда-то прийти работать на читинский Машзавод было престижно. Именно здесь «оседала» часть военного госзаказа. С его потерей Машзавод откатился на грань развала. Еще немного – и точка невозврата будет пройдена.
Остановить это движение вниз и должно было совещание с губернатором. Константин Ильковский нетерпеливо прерывал акционеров, начинавших вспоминать, как же хорошо было когда-то и сетовавших, как все плохо сейчас:
- Давайте о ваших вариантах. Что нужно делать для спасения? – интересовался глава региона. Но акционеры молчали.
Несколько раз попытавшись разузнать, как люди, в чьей собственности находится погибающее предприятие, намерены им распорядиться, и не получив ответа, Ильковский взорвался:
- Мы согласны вам помогать. Вот как Сретенскому судоремонтному заводу. Но для этого мы должны знать, чем именно мы можем помочь, в каком направлении мы будем работать, - сказал глава региона, но в ответ снова была тишина.
Здесь стоит уточнить, что Забайкальскому краю принадлежат около 15% акций Машзавода, остальной пакет находится в руках людей, которые молчали.
Гендиректор
Впрочем, были на предприятии и заинтересованные в его будущем люди. Только почти все они в момент, когда наверху отмалчивались хозяева предприятия, стояли у станков, которые были произведены еще в 70-80 годах прошлого века. Здесь, в цехах, куда ни глянь, – история.
- Я надеюсь, но не верю, что сегодняшнее заседание что-то изменит, - с грустной улыбкой сказал журналистам перед совещанием Виталий Пономарев. Он сам трудится на заводе 38-й год. Пришел сюда после окончания института, в 1976 году и почти все время работал на производстве. Последние четыре года занимал пост производственного директора.
- Там, где сейчас высотные дома стоят, - Пономарев машет в сторону поднимающейся к лесу улицы Курнатовского, - лет пять назад это была тоже наша территория. Там был кузнечный заготовительный цех, дереообрабатывающий участок, складские помещения. В советское время – цех товаров народного потребления, сейчас там обувная компания квартируется. От той территории мы отказались давно, все производство перевезли сюда. Сейчас мы 4 корпуса продали за последние два года. Кроме того, мы продали тот корпус, который примыкает к Сбербанку. Это была наша в перспективе испытательная станция, хотя на этих площадях мы потом разместили инструментальный цех. То, что мы продаем цеха – с одной стороны, это хоть какая-то возможность выжить и дожить, быть может, до светлого дня, а, с другой стороны, это происходит от невостребованности этих площадей.
Гендиректор надеется сохранить предприятие. Как возможный вариант, сказал он журналистам, - перевезти оборудование в самый большой цех и работать там, хоть как-то сохранить завод и для города, и для края. Но самый главный вопрос сегодня – что производить?
Конкуренты
С приходом рыночной экономики госзаказ на подводные лодки «уплыл» от Машзавода далеко, чуть ли не за океан: детали на установки сегодня закупают за границей.
- Для нужд ВМФ были закуплены холодильные машины за границей, и они адаптируются для применения на нашем Военно-морском флоте. Это холодильные машины с «мозгами», которые изготовлены за границей. В любой момент эти машины по указке «из-за бугра» могут дать сбой как минимум, - говорит Виталий Пономарев. - Если говорить о спасении, то нужно было это делать лет 7-8 назад. Мы находимся в центральной части города, и слишком большой соблазн этот участок земли застроить. Еще когда-то Алферов, будучи директором ТГК-14, говорил: «Машзавод – это труп. Вот отберем мы у него котельную, и на месте Машзавода будут стоять элитные дома». Может быть, к этому все и придет.
Рассказывая о нынешнем положении дел, Пономарев спохватился: оборудование на предприятии хоть и старое, но исправное, потому что ремонтная база, шлифовавшаяся годами, воспитывала мастеров высокого класса. Правда, с каждым годом для них все меньше машин, которые можно наладить:
- Ужимаясь в размерах, ужимая цеха, мы очень много оборудования сдали в металлолом, - поделился гендиректор.
Многоточие
Завершая обсуждать вопрос о будущем предприятия, Константин Ильковский попросил акционеров все-таки сформулировать свои предложения, а сам тем временем пообещал лоббировать интересы предприятия в федеральных структурах. Только оживить гиганта из советского прошлого одним лобби не получится. Нужно как минимум желание собственников предлагать варианты и пытаться что-то делать, пока не продали последний станок.