Геракл: Это не Спарта
Эпик – жанр затратный. Тут тебе и костюмы, и спецэффекты, и резиновые накладки на торс… «Геракл» сэкономил на накладках – при живом Дуэйне Джонсоне они ни к чему; в конце концов, зря, что ли, человек восемь месяцев убивался на тренировках, чтобы войти в нужную форму? И форма действительно внушает уважение. С фильмом вот намного сложнее.
На самом деле это, конечно, никакой не эпик, хотя все признаки налицо: и гидры, и львы, и имена, и мужики в юбках, и даже один раз женщина без ничего. Снятый по комиксу «Геракл» на поверку оказывается очередной историей про солдат удачи, которым сначала очень повезло, а потом очень не повезло, а потом они всех убили. В нагрузку идет конфликт главного героя на тему «кто я, где я». Ничего плохого в этом, разумеется, нет. В этом фильме вообще нет плохого. Скромный, но умный и сильный Геракл блуждает по Греции в компании друзей-товарищей, выполняет разные мелкие поручения вроде забить насмерть Али-Бабу и сорок морских разбойников, тренирует фракийские войска и в промежутках зависает на печальных картинах своего прошлого. Где-то рядом бродит и лечит на все готовая ради сына и родины фракийская царевна, в этих же степях невнятные повстанцы воюют с героическим папашкой царевны, и над всем этим реет краткое содержание мифов в пересказе юного лектора, по совместительству родственника главного героя. Царевна симпатичная, Геракл обаятельный, спутники бодро шутят почти без натуги – что еще нужно зрителю, чтобы потратить полтора часа жизни?
Было бы, конечно, отлично, если бы в этом кино никто не ездил на газонокосилке по полю боя. Было бы замечательно, если бы товарищей Геракла можно было отличить друг от друга не по половому признаку, а, например, по характеру. Совсем счастье случилось бы при наличии более внятно прописанной интриги. Но, увы-увы: их сразу две, и обе полупрозрачны, и когда из ближайших кустов выезжает трехголовый Цербер, он уже давно не то, чем кажется. Несмотря на все маскировочные действия, фильм прямолинеен, как артиллерийский снаряд, и наивен, как пятилетнее дитя. Но и это ведь неплохо. В конце концов, один из самых успешных фильмов в жанре – это «Триста спартанцев», обладающий ровно теми же качествами.
«Гераклу» никогда не сравниться с ним ни по визуальному совершенству, ни по зверской харизме. Но зато у «Геракла» есть огромное, просто-таки гигантское достоинство, которое совершенно не мешает ему ходить, бегать, прыгать, резать врагов и рушить статуи. В нем почти нет пафоса. Нельзя сказать, что в кинотеатре совсем уж нельзя соскучиться – но там совершенно точно нельзя устать. У Бретта Ратнера хватило чувства меры, чтобы не впихивать в полтора часа экранного времени двадцать минут прочувствованных речей и пять минут крупного плана слезы, ползущей по щеке и теряющейся в зарослях бороды из шерсти яка. Дуэйн Джонсон даже печалится как-то бодро, остальные тоже не сбиваются с ритма, и когда герой в прыжке вопит, что он Герааааааааакл, это вызывает чувство даже некоторого умиления. Да, ты Геракл, это не Спарта. Все хорошо, малыш – скучно не было.
Большое достижение по нашим временам.
Расписание сеансов смотрите в Афише
Мария Лисица