Санаторий для императора

Культура, 09:48, 8 сентября 2014

«Приют» последнего монарха Китая в «Молоковке» может стать туробъектом

Санаторий «Молоковка» в пригороде Читы, куда в августе 1945 года привезли плененного императора Пу И - последнего представителя китайской династии Цин, может стать популярным туристическим объектом. Краевые власти предлагают установить здесь знак в память о пребывании монаршей особы и даже восстановить домик, в котором жил правитель «марионеточного» государства Маньчжоу-Го.

Спецобъект

Пу И, последний император маньчжурской династии Цин, прибыл в Читу 20 августа 1945-го. Самолет с императором прилетел из китайского Мукдена поздним вечером. Пассажиров, монарха и его свиту, рассадили в «эмки» и отправили на «объект №30» - военный санаторий «Молоковка». Именно здесь «гостям поневоле» объявили: «Именем Союза Советских Социалистических республик вы арестованы». Японский ставленник Пу И, должно быть, воспринял это известие с облегчением: он боялся, что его передадут китайцам.

В «Молоковке» летом 1945 года располагался штаб Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. Помимо плененного императора, здесь разместили арестованных генералов и адмиралов Японии, 15 министров маньчжурского правительства во главе с премьером Чан Чинхуа и многочисленных родственников монарха. Здесь с ними «работали»: Иосиф Сталин лично приказал получить от Пу И и его свиты секретную информацию военного и военно-политического характера. Их показания Советский Союз намеревался использовать во время планируемого процесса над военными преступниками Японии. 

Маньчжуры и японцы жили раздельно. Их деревянные дома располагались в лесу на склоне сопок. Здесь же хранили трофейное имущество. Объект охраняли около ста военнослужащих. Историки отмечают, что жизнь императора под Читой была поистине санаторной. Он вставал в девять утра, три раза в день гулял по лесу. Кормили Пу И, как на курорте – по просьбе бесславного правителя, ему и его ближайшему окружению даже выдавали вино «для аппетита». Государю и его свите разрешали слушать радио, читать свежие газеты и журналы, в том числе китайские. Пленные находились под постоянным присмотром врачей.

В «Энциклопедии Забайкалья» отмечается, что именно в «Молоковке» император в «добровольных устных показаниях» заявил: «Мы знали, что Советский Союз – не агрессивная страна, и были уверены, что он не станет превращать Маньчжурию в свою колонию, как это сделали японцы». Отсюда Пу И обращался к советскому руководству и с просьбой вывезти из Маньчжурии своих родственников – боялся, что японцы учинят над ними расправу.

Курорт в те годы был неблагоустроен и не готов к зиме: отопление здесь было печное, источники с водой замерзали, поэтому 18 октября императора перевели в спецлагерь для военнопленных под Хабаровском, где он находился намного дольше – до августа 1950 года. Оттуда Пу И вывозили на Токийский трибунал над японскими военными преступниками, где он был главным свидетелем.

Зачем китайцам император?

Идея восстановить в «Молоковке» домик Пу И и разместить там небольшой музей давняя. Но, по словам первого заместителя министра международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края Алексея Дроботушенко, «речь не идет об установке памятника или мемориальной доски».

- Мы предлагаем увековечить не память о пленном императоре, а факт его пребывания в «Молоковке». Домик, в котором его содержали, не сохранился, но его можно восстановить. Когда проект будет готов, мы обратимся за финансовой помощью к предпринимателям, включая китайских, - сказал он.

Правда, подлинных предметов, принадлежащих Пу И, в Чите почти не осталось. Экскурсовод военно-исторического музея Дома офицеров Екатерина Левочкина рассказала, что после переезда экспозиции в новое помещение сохранились лишь стол императора, его ваза и оригинальная фотография пленения в китайском Мукдене. Но зато фонды государственного архива Забайкальского края располагают уникальными документами, которые посвящены заключению представителя «голубых кровей». К этим материалам уже обращались ученые, исследующие судьбу последнего императора.

Создаваемый объект, считают краеведы, должен быть рассчитан на туристов: приехав в знаменитый своими целебными водами санаторий, гости города узнают о двухмесячном заключении императора, увидят его вещи, смогут примерить стилизованные под старину костюмы правителей династии Цин и поучаствовать в чайной церемонии.

Скептики, напротив, считают, что китайцев мало интересует их бесславный монарх.

- Вряд ли они валом поедут смотреть на дом, где содержали Пу И – это не та фигура: последний император запятнал себя сотрудничеством с японцами, - заявил представитель МИД РФ в Чите Алексей Котельников. Но и недовольства у официального Пекина такая экспозиция, по его мнению, не вызовет: в 1959 году императора освободили из лагеря в городе Фушунь, как «перевоспитавшегося», он заявил, что принимает народную власть, и даже встречался с Мао Цзэдуном.

Очевидно одно: для появления в Чите нового туристического объекта нужны не столько деньги, сколько энтузиасты, увлеченные непростой судьбой последнего представителя династии Цин. А их пока нет.