Учительница первая моя
5 октября – Всемирный день учителя
«У каждого в жизни единственный раз
Бывает свой первый, свой памятный класс…
И первый наставник, и первый учитель,
Кто дверь распахнул на дорогу открытий…».
Не зря сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник - в картинах, скульптор - в созданных им скульптурах. А учитель - в мыслях и поступках людей. Именно поэтому журналисты «Забмедиа.Ру» решили рассказать читателям о своих первых учителях.
Женечка Васильевна
Нам повезло – наша первая учительница считала, что у первоклассника может быть свое мнение и свои мысли, которые он имеет право высказывать. Именно поэтому в нашем классе шесть полковников, немало известных учителей, инженеров, врачей, юристов. Именно поэтому мы все состоялись. Женечка Васильевна – так называли ее старшие коллеги по учительской в том сентябре 1965 года…
Я очень хорошо помню свое первое сентября. Мы, конечно, не были такими нарядными, как нынешние первоклассники. Но тщательно отутюженное коричневое платье, накрахмаленный фартук и огромный белый бант, свисающий на лоб – все это было. И букет, конечно. Из тяжелых георгинов. А еще дерматиновый портфель, в котором тетрадки, букварь, пенал с карандашами – все, что положено ученику первого класса.
Портфельную «начинку» мы покупали со старшим братом. Родители работали, и мы к школе закупались самостоятельно, поэтому я хорошо помню: тетрадка стоила две копейки, дневник – десять, простой карандаш, резинка – по копейке. Тогда не было еще обложек, и в магазинах продавались специальные листы, в которые обертывались тетради и учебники. Еще у меня был роскошный пенал – круглый, деревянный, резной, но он так плотно закрывался, что его половинки надо было упорно тянуть в разные стороны, чтобы «распечатать». Одну копейку стоила деревянная ручка, в которую вставлялось металлическое перышко - в маленькой картонной десятикопеечной коробочке их было сто штук. Но ручка понадобится позже, когда мы научимся писать карандашом. Как и чернильница, которую мы носили в школу в специально сшитом ситцевом мешочке. Эта несносная чернильница станет на четыре года виновницей вечно фиолетовых пальцев, пятен на парте и фартуке…
Свою первую учительницу, Евгению Васильевну Серову (потом она станет Ленковой), я увидела на школьном дворе, на линейке, в тот самый день, 1 сентября 1965 года. Она была нарядная и очень красивая: черная юбка, белая блузка с кружевным воротничком-стойкой, черные туфельки на каблучке. Светлые вьющие волосы уложены в высокую прическу, только непокорные кудряшки выбивались на виски и шею. А какая гордая и величавая осанка! И глаза – синие-синие. Красивая…
Я, как, впрочем, и остальные первоклашки, была несколько напугана и немного растеряна. И даже слегка всплакнула, глядя на маму, но тут ко мне подошла Евгения Васильевна, погладила по голове, поправила непослушный бант, и сразу куда-то пропали и страхи, и сомнения. Я успокоилась и потопала в класс. Учиться...
А потом было много дней и много уроков. И Евгения Васильевна – рядом. Она, во многом определившая мою судьбу и судьбы моих одноклассников, рядом всегда – вот уже почти пятьдесят лет. Мы часто созваниваемся, нередко видимся. Она все обо мне знает, следит за мной, читает. На днях встретились в магазине. Обнялись.
- Евгения Васильевна, у вас сейчас какой класс?
- Четвертый. Ты знаешь, Ира, у меня такой выпуск на будущий год! Дети необыкновенные!
- А первоклассников будете набирать?
- Ой, не знаю. Наверное, уже нет. А почему спрашиваешь?
- Так у меня внук на будущий год в первый класс пойдет...
- Тогда возьму! Ради твоего внука обязательно возьму! – смеется она.
А я считаю. В 1956 году после окончания педагогического училища из далекого Советска Калининградской области она приехала в Забайкалье. Сельская школа станции Могоча приняла в свои ряды нового учителя. Но уже через год Евгения Васильевна переехала в Читу. С 1957 года и до настоящего времени работает в нашей средней школе №1. Пятьдесят семь лет в школе! Приблизительно 15-18 выпусков. Начальные классы всегда большие – до 35 учеников. Это что получается - около семисот выпускников? Целый батальон. И всех нас она помнит. Да что нас – она наших родителей по именам-отчествам помнит…
- Евгения Васильевна, у вас же, по-моему, юбилей, скоро?
- Да. Только ты никому не говори, сколько мне лет…
Мы снова обнялись, и она пошла – в сумке батон, молоко, пачка кефира. Я оглянулась ей вслед. Стройная, спинка прямая, как пятьдесят лет назад. Туфельки на невысоком каблучке. Волнистые волосы уложены в высокую прическу. И непокорные кудряшки на висках. Красивая…
Я никому не скажу, сколько вам лет, Евгения Васильевна. Тем более что вам их не дашь. Я вас очень люблю и очень вами горжусь, как и весь ваш ученический «батальон».
Ирина Баринова (Дроздова)
Спасенная индивидуальность
Она пришла к нам в первый класс буквально после института и сразу влюбила в себя всех – и детишек, и родителей. Тоненькая, высокая (по крайней мере, тогда все деревья казались большими), улыбчивая, миловидная. Моя первая учительница – Кузнецова Лариса Геннадьевна.
Самое первое наше знакомство состоялось, конечно же, на торжественной линейке 1 сентября 1986 года в школе №18 ст. Харагун. Мы, первоклашки, как сонные птенцы стояли наперевес с букетами нестройными рядами. К нашему классу подошла пионервожатая и попросила ангажировать пару – мальчика и девочку – для торжественного первого звонка. Выбор Ларисы Геннадьевны сразу пал на меня и моего однокашника Диму Яковлева. Из всей толпы мы выгодно выделялись мега-миниатюрностью, а я была настолько маленького роста, что букет из тяжелых гладиолусов и георгинов пришлось держать маме, потому что он получился размером и весом с меня. И вот нам вручили тяжеленные медные колокольчики и водрузили на плечи двух десятиклассников, и те пронесли нас круг почета, а мы, счастливые и взволнованные, трясли этими колокольчиками и боялись свалиться вниз. Так был дан старт новому учебному году.
Я помню ее высокий звонкий голос, когда она учила нас правильно писать слова с сочетаниями «ча-ща» через «а» и «жи-ши» через «и». Помню ее красивые прически на длинных волнистых волосах, а также ее модную в те времена клетчатую юбку и вязаный свитер кораллового цвета. Однако для меня лично первая учительница запомнилась еще одним немаловажным фактом. Дело в том, что к приходу в 1 класс я уже умела читать и писать. А писала я исключительно левой рукой. И Лариса Геннадьевна наотрез отказалась меня переучивать, за что я ей безмерно благодарна все эти годы. Возможно, сыграли роль ее более современный взгляд и постсоветские методики. В итоге моя сохраненная леворукость позволила развить у меня каллиграфический почерк, а также привить любовь к русскому языку и литературе. Нескольким левшам из параллельного класса повезло меньше – их первой учительницей была дама пожилая, советской закалки, поэтому она начисто «убила» их индивидуальность, сделав всех правшами.
Доучив нас до 2 класса, Лариса Геннадьевна уехала, и больше я ее никогда не видела, но помнила всегда. Насколько я знаю, сейчас она живет на станции Хушенга Хилокского района. Очень надеюсь, что она прочтет эту заметку и улыбнется от теплых воспоминаний. С праздником, моя первая учительница!
Татьяна Белокопытова (Ковалева)
Двадцать восемь лет спустя…
Первое сентября. Я уже знаю номер школы, в которую пойду. Школа №12, повторяю я про себя, пока надеваю новую с иголочки форму и красивые лакированные туфли – я таких еще в жизни не носила. Еще вчера, мы в подготовительной группе детсада, с завистью смотрели на идущих в форме и с ранцами детей. Теперь и я школьница – гордость и восторг!
Мы еще живем в деревянном доме на Чите-1, и ехать в школу приходится на троллейбусе, но я знаю, скоро мы переедем в дом поблизости, уже почти закончен ремонт. Так и осталось в памяти: новая жизнь, школа и новый дом, - связаны неразрывно.
Мы идем с мамой на линейку, у меня в руках выращенные бабушкой гладиолусы – с такими гладиолусами, астрами и георгинами приходят 1 сентября все дети. Мы будем приходить с ними еще 10 лет, и эти трогательные садовые цветы всегда будут ассоциироваться у меня со школой и с моей первой учительницей, Натальей Борисовной Капустиной.
Наталья Борисовна пришла работать в нашу школу в 1983 году, а мы были у нее вторыми первоклашками – в 1986-м (тогда начальная школа была три класса, а не четыре, как сейчас). Молодая, красивая, со строгим лицом, но добрыми голубыми глазами, - она показалась мне похожей на учительницу из фильма «Весна на Заречной улице». Мы собрались вокруг нее как цыплята, нам предстояло многое узнать, но мы тогда еще не понимали, как важен первый педагог в жизни любого ребенка.
Нас заводят в школу, оторвав от родителей, и мы идем по коридорам, все разглядываем – ни одна деталь не ускользает от пытливого детского взгляда. На стенах плакаты про октябрят, про пионеров, про Ленина (я уже умею читать) – Советский еще пока Союз! Вот привели в класс, мы осматриваемся - как же это все восхитительно ново, по-взрослому, по-настоящему. Садимся за парты, рядом со мной садят маленького мальчика, потом узнаю, что зовут его Дима Шахов. Потом мы быстро все перезнакомимся, появятся первые школьные подружки, а одна из них – Анька – останется на всю жизнь. Но пока мы важно достаем из портфелей скрипящие новизной кассы, счетные палочки, - а может быть, это было уже на следующий день, такая конкретика быстро стирается из памяти.
Да, многое уже забылось с того школьного начала, с первого звонка, но я помню, что никогда и ни при каких обстоятельствах Наталья Борисовна не повышала на нас голос. В школу всегда было интересно приходить, хотелось приходить. Всегда спокойно и обстоятельно, она разговаривала с нами, как с равными.
- А зачем кричать? Разве это что-то даст? – считает она и сейчас, рассказывая мне про очередного своего нашкодившего хулигана-подопечного. Совсем почти не изменилась моя учительница, лишь слегка добавилось лучиков у глаз. Мне кажется, что больше изменилась я – потому что тогда, в 1986-м мы смотрели на Наталью Борисовну снизу вверх, а теперь я – великовозрастная дылда – стала выше ее головы на две.
Наталья Борисовна говорит, что в то время, когда учились мы, были более дисциплинированные и послушные дети, но менее свободные и, может быть, более зажатые.
- Сейчас они уже более «подкованные», более раскрепощенные приходят. Многое знают. Очень многие, практически все умеют читать. Раньше таких были единицы.
Правда, по словам педагога, сплотить нынешних детей сложнее. Во многом сказывается обилие различной информации, бесконтрольный просмотр телевизора и доступ к компьютерным играм. Может быть, отчасти отсутствие организации, подобной пионерской или октябрятской, тоже на это влияет.
- Раньше получить пионерский галстук – это был большой стимул. У меня был мальчик, которого я заставила в школу ходить, пообещав принять в пионеры. И ведь ходил, - улыбается Наталья Борисовна.
Наталья Борисовна работает в школе, теперь гимназии №12, уже 31 год, и по-прежнему с начальными классами. Вот уже несколько поколений детей будут помнить ее своей первой учительницей. А помнит ли она своих малышей?
- Конечно, очень многих помню. А потом они вырастают и приводят сюда уже своих детей, - говорит Наталья Борисовна.
Действительно, мой сын тоже учится в этой школе, правда, у него была другая первая учительница, но он будет вспоминать ее, я уверена, так же - с теплом и легкой грустью.