Учитель Олечка Вадимовна

Общество, 09:40, 5 октября 2014

Урок любви к детям от лучшего учителя России по званию и по мнению ее учеников.

С кандидатом педагогических наук, лучшим учителем России 2008 и 2013 годов, почетным работником РФ, преподавателем русского языка и литературы читинской школы №30 Ольгой Вадимовной Маниковской мы встретились возле Театральной площади. Она сразу предупредила: «На интервью есть не более 25 минут».

«25 минут? – подумала я, мысленно пробегая список вопросов, которые хотела бы задать человеку со столь почетными званиями. – Надо сконцентрироваться на главном – причины снижения грамотности в обществе, реформы образования, престиж профессии педагога». Но оказалось, что для моей собеседницы самым важным является вовсе не это.

«Детки», ставшие родными

- Извините за спешку. Бывшая ученица пригласила меня на выступление известного танцевального коллектива, - улыбнулась Ольга Вадимовна.

Для нее это само собой разумеющееся явление – через несколько месяцев «выдает» замуж другую выпускницу, затем готовится к дню рождения ученика… Одни «детки» или «ребятки» (Ольга Маниковская называет их только так) покинули школу несколько лет назад, другие – совсем недавно, третьи – еженедельно посещают ее уроки, но любимый педагог присутствует в жизни каждого.

- Говорят, что «лебединая песня» учителя – это последний выпуск, а у меня – первый класс, в который я пришла после института, - говорит Ольга Вадимовна. - Разница в возрасте у нас всего 10 лет. С большей частью ребят до сих пор встречаемся, общаемся, дружим семьями, вместе проводим отпуска, шлем друг другу посылки… Когда они привозят уже своих детей поступать в читинские вузы, то останавливаются у меня дома.

Свой первый урок ныне лучший учитель России запомнила навсегда. На педагогическую практику Ольга Маниковская приехала в родную Чару и сразу попала в 10-ый класс, который полностью состоял из ее товарищей по двору.

- Мне на тот момент было 20, а им по 17 лет. Мы заранее договорились, что в школе я – Ольга Вадимовна, а после того, как прозвенит звонок – снова Оля. Также я пообещала не задаваться, но все равно задавалась. Они-то – еще школьники, а я-то уже на третьем курсе и через год буду «настоящий учитель»! Многие из них до сих пор зовут меня Ольга Вадимовна, - смеется собеседница.

Предстала же она в первый день перед своими друзьями-учениками совсем одна. Так получилось, что для неопытной студентки воплотился кошмар всех практикантов – куратору понадобилось срочно уехать по школьным делам. Конечно, волновалась, но материал из головы не вылетел – сказалась хорошая подготовка и особый подход к преподаванию, который Маниковская переняла от своих наставников.

- Я сразу для себя определила, что главное – не содержание урока, а форма его построения – конструктивный диалог. Так с нами общались наши учителя - настоящие педагоги с большой буквы, которые вели занятия без конспектов, умели заинтересовать класс, и их предметы хотелось изучать. Людмила Ивановна Степкина – мой преподаватель русского языка и литературы, здороваясь с классом, всегда говорила «детки» или «ребятки» и мы ей в ответ хором скандировали: «Доб-ро-е ут-ро, Люд-ми-ла Ива-нов-на!», - вспоминает Ольга Маниковская.

Сейчас ученики также тепло приветствуют ее саму, а 10 «Б», у которого Маниковская является классным руководителем, называют ее исключительно «Олечкой Вадимовной». Моя собеседница признается, что долго думала насчет того, вписывается ли подобное обращение в рамки педагогической этики и даже пыталась объяснить это воспитанникам, но они наотрез отказались относиться к любимому преподавателю официально. И судя по очаровательной улыбке Ольги Вадимовны, ей это очень нравится.

«Кто говорит о детях плохо, тот их не любит»

«Ребятки», у которых сейчас преподает Маниковская, станут ее пятым выпуском. На вопрос о том, чем отличаются разные поколения школьников, педагог отвечает: «как дети-погодки в семье - все разные и каждого любишь по-своему».

- Нынешние старшеклассники информативнее и глобальнее по мировоззрению, чем их предшественники. При этом, вопреки всеобщему мнению, морально и эмоционально они вовсе не поверхностные. А кто говорит о детях плохо, наверное, их не понимает, а, может и не любит, - убеждена Ольга Вадимовна.

В качестве примера она рассказала о всероссийской акции «Письмо родителям», в которой участвовал «ее» класс. Дети разрешили педагогу зачитать отрывки из своих обращений на родительском собрании при условии, что не будут названы имена юных авторов. После первого же текста, по словам Ольги Вадимовны, она рыдала вместе с мамами, многие из которых и не подозревали о том, как к ним относятся внешне «колючие» сыновья и дочки.

Категорически отрицая бездушие молодежи, Маниковская все же соглашается, что среди ее учеников встречаются циники. Но их напускная холодность тоже со временем «растапливается» искренней заинтересованностью в ребенке и доброжелательным отношением. К сожалению, отмечает педагог, эгоизмом и равнодушием детей часто заражают в семье.

- Что касается способностей к обучению, восприятию новой информации и умению ее добывать, то это поколение школьников, действительно, очень способное. Ребятки самостоятельно читают современную литературу и сопоставляют ее сюжеты с классикой. Конечно, иногда приходится убеждать прочитать отдельные произведения из школьной программы – где-то «надавить» на уважение к знаменитому автору, где-то заинтересовать оригинальностью трактовки, а иногда и просто попросить: «детки, пожалуйста, экзамен ведь сдавать», - признается Ольга Вадимовна.

Она сама прекрасно воспринимает новые веяния, поэтому спокойно относится к тому, что школьники вместо бумажных фолиантов порой достают на уроках литературы планшеты или электронные книги. Тем более, с библиотечным фондом в школе проблема – большинства произведений не наберется даже на самый малочисленный класс.

- На днях проходили «Олесю» Александра Куприна. Ученик включил с моего разрешения на уроке одноименное музыкальное произведение «Песняров». Сначала в классе захихикали, а потом началась дискуссия на тему: почему повесть имеет такой резонанс в культуре. Я считаю, что инновационные методики помогают сделать образовательный процесс интереснее. Кроме того, они позволяют решать возникающие в его рамках спорные ситуации не с позиции «это так, потому что так сказал учитель», а оперативно провести исследование и прийти к истине интегративным путем, - говорит Ольга Маниковская.

При этом влияние интернет-сленга на речь своих учеников она не приемлет и настоятельно требует, чтобы они избавлялись от различных «пасибки», «поки» и других слов, искалеченных виртуальным пространством.

- У «моего» класса есть закрытая группа в социальных сетях, где мы регулярно общаемся. Если кто-то из деток употребляет подобные сленговые словечки, то получает задание по 10-15 раз записать их литературную форму - в «штрафную тетрадь». Такие тетради для лучшего запоминания норм русского языка есть у каждого из моих учеников, - пояснила Ольга Вадимовна.

Собеседница не заметила моего удивленного взгляда, но согласитесь: приучить старшеклассников выполнять такую работу над ошибками удастся далеко не каждому. Впрочем, лучший педагог России добилась этого вовсе не муштрой или своим авторитетом, она просто сумела зародить в душах подростков желание самосовершенствоваться.

«Не могу предать детей ради карьеры»

Стрелки на наручных часах неумолимо приближали нас к моменту расставания, и я все же решила попросить именитого учителя, оценить статус своей профессии в обществе.

- К сожалению, престиж профессии педагога сильно понизился. Я считаю, прежде всего, в этом виновато государство. Казалось бы, малозначительный факт - школы официально переименовали из «учреждений» в «организации», а ведь получилось, что их сделали просто местом, где предоставляются образовательные услуги. Конечно, сильно сказывается и финансовое «безразличие» к учителям со стороны власть имущих. За 28 лет в педагогике я давно начала замечать, что некоторые из коллег перестали верить всем руководителям – начиная с местного, заканчивая федеральным уровнем. Они отчаялись ждать, когда профессия педагога вернет ключевые позиции в обществе и от этой эмоциональной опустошенности превратились в «урокодателей», - грустно вздохнула Ольга Маниковская.

Не смогла она сдержать и негодование по поводу безразличного отношения высших чиновников к судьбе русского языка и снижению общего уровня грамотности соотечественников.

- Согласно программе, в старших классах на изучение этой дисциплины отводится всего два урока или одна пара в неделю, а литературе - не более трех часов. Этого очень мало. Тексты ребятки вынуждены читать и анализировать самостоятельно, я, как учитель, не успеваю показать им красоту классического языка, построения фраз мастерами жанра. Что не менее важно, из-за этого цейтнота мы перестали на уроках общаться с детьми! – возмущается Ольга Вадимовна.

Тут я озвучила вертевшийся на языке вопрос: почему с таким количеством званий и успешно защищенной научной работой, Маниковская не ушла в чиновники или хотя бы не сменила учительский кабинет на кафедру университета. В ответ она лишь отрицательно покачала головой:

- Выбор между карьерой и моими детками вставал несколько раз, но я не представляла, как потом буду смотреть им в глаза. Не могу выглядеть для них предателем.

Наша беседа с Ольгой Вадимовной длилась вдвое меньше школьного урока, но за это время мы успели поговорить о самом главном – о смысле существования профессии педагога. О верном и бескорыстном служении тем, кого моя собеседница называет не иначе, как «детками».

Фото из личного архива Ольги Маниковской