Бензин есть, кризиса нет

Авто, 12:08, 15 октября 2014

Так заявляют власти Забайкалья. Автолюбители и продавцы топлива думают иначе.

С бензином нам не везет исторически. Басни про «далеко и дорого везти…» мы слышим давно. «Свеженькое» объяснение про стоимость бензина, прозвучавшее 14 октября из уст министра территориального развития Александра Бутырского, аккуратно легло как раз на стремительно повышающуюся цену.

- Цена на бензин не регулируется государством, она работает в условиях рынка, - рассказал Александр Бутырский и отметил, что на территории Забайкалья цена выше, чем в других регионах, из-за того, что любой соседний регион ближе к нефтеперерабатывающим заводам. Со слов министра, если поставки к нам идут с Ангарского НПЗ, то на каждую тонну идет надбавка в 1800 рублей за железнодорожный транспорт. Если с Омска – надбавка составляет 4000 рублей. - Как будут колебаться цены оптовых представителей, зависит от конъюнктуры рынка, от политики и геополитики, - добавил Бутырский.

Для покупателей бензина теоретические рассказы про «конъюнктуру рынка» - как красная тряпка для быка. «Диверсант» Семен Шифрин в конце сентября оставляет печальную заметку в соцсетях: «Да что же это такое то а?!? Теперь двух тысяч даже на 60 литров не хватает!»

Заметка сопровождается аппокалиптичными тремя девятками на счетчике колонки и традиционными комментариями из серии «Пора валить».

В забайкальском селе Харауз в Петровск-Забайкальском районе, на границе с Бурятией, «конъюнктуру рынка» преодолевают просто. За бензином ездят на маленькую частную заправочку. Там топливо по ценам республики Бурятия. Как правило, на 3-4 рубля дешевле, чем у нас. Стоит махнуть 30 километров в другую строну – до районного центра – и картинка превращается в негатив – цена подскакивает и рубля на полтора-два обгоняет читинскую. Гримасы «конъюнктуры» при этом не поддаются логике и экономическим законам. Успокаивающие комментарии исполнительной и законодательной властей тоже не работают. Когда много ешь успокоительного – оно уже на организм не действует.

В самых дальних районах Забайкалья, на Мензе в Красночикойском районе, к «конъюнктуре рынка» равнодушны. Бензин, дизтопливо сюда везут бочками. Здесь проблемы решают просто – будет хлеб стоить 36 рублей, будем печь свой в печке. Тем более что баба Маня уже почти расшифровала инструкцию к новомодной хлебопечке на английском и чешском языках.

Промысловику Виктору Семенову храбрые поставщики, не боящиеся бездорожья, еще полгода назад солярку возили по 45 рублей. АЗС в селе нет. И не предвидится. Зато обещают поставить гибридную солнечную батарею для обеспечения села электричеством. Пока что свет происходит от того же дизтоплива и для предпринимателей стоит заоблачные деньги. На Семенова, хранящего, как и другие мензинцы солярку в огороде в емкостях, «катят бочку» проверяющие. Но проверяющие – это явление временное. А дальние села, по словам министра Бутырского, обеспечены топливом еще с зимы.

Была еще такая расхожая шутка: сколько должен стоить бензин, чтобы вы перестали ездить на автомобиле? На это автомобилисты отвечали: сколько должна стоить еда, чтобы вы перестали есть?

По мнению некоторых участников забайкальского рынка автомобильного топлива, у нас намечается кризис, хотя Бутырский вчера заявил, что дефицита не будет, запасов автомобильного топлива нам хватит еще на 20 дней. Некоторые из тех, кто хотел запасаться впрок, услышав комментарий властей, передумали бежать до продавцов. Другие, наоборот, уверяют, что оптимистичные прогнозы министров сбываются с точностью до наоборот.

Дефицит бензина ощущает «Нефтемаркет», один из крупнейших продавцов топлива в Забайкалье. Причины того, что горючка до нас еще не доехала – объективные. Ачинский НПЗ не выпускает топлива, потому что пострадал из-за аварии в июне, Ангарский завод на ремонте, но 28 октября должен заработать в полную силу. Причины объективные, но обыватели все равно подозревают в нем закулисные игры, с целью срубить с автомобилиста побольше денег.

Между тем, кризис наступает в Могоче, где 95-й уже стоит 41 рубль за литр. До Могочи все доходит быстрее. Могочинцы уже в сентябре предусмотрительно надевают теплые сапоги и анализируют ситуацию: «Зима-то нынче радует…»

Дефицит бензина остро ощущается в Иркутской и Новосибирской областях. Предприниматели, в том числе и читинские, переживают за госконтракты, по которым обязаны поставлять топливо в первую очередь.

Дефицит пройдет, как с белых яблонь дым, но цена, исходя из нашей практики, вряд ли упадет обратно. На нашей памяти только однажды забайкальское УФАС рискнуло наказать продавцов топлива за сговор, присудив штраф. С тех пор продавцов бензина никто не беспокоил.

Ирина Трофимова