"Киты" лесного криминала по-прежнему в тени
Экономика, 11:07, 16 апреля 2008
Безлюдие и безмолвие
Гражданин Китая молча наблюдает, сидя на деревянных полатях в конторе лесоприемного пункта, как официальные люди из Читы хозяйничают в его владениях. Китаец, конечно же, ничего не понимает по-русски и, конечно же, не имеет никаких документов - ни своих, ни предприятия - “все у хозяина”. Ни его самого, ни кого-либо еще кроме безмолвного китайца здесь нет. В связи с приездом авторитетной комиссии из Читы во главе с председателем регионального комитета промышленности и природных ресурсов (КППР) Евгения Вишнякова все близлежащие лесоприемные пункты обезлюдили. В состав контрольной группы вошли специалисты КППР Читинской области, сотрудники отдела по борьбе с контрабандой природных ресурсов Забайкальского УВД на транспорте, а также представители областных Управления лесами и Государственной экологической инспекции.
“Книга приемо-сдаточных актов здесь не заполняется, нет ни учредительных документов предприятия, ни договоров купли-продажи древесины, ни остальной документации, - объясняет Евгений Витальевич. - Кроме того, у китайского гражданина просрочена виза, с этим будет разбираться УФСИН. В соответствии с 992 Законом Читинской области деятельность этого приемного пункта древесины мы приостановим, документы направим на ЗабЖД. Через три дня сюда перестанут доставлять вагоны, и вот тогда хозяева пункта сами прибегут к нам, чтобы оформить все по закону”. Нужных бумаг в конторе нет, зато на столе лежит примитивная счетная машинка - чтобы рассчитываться с теми, кто привозит древесину.
Кстати, по сведениям городской администрации Петровского Завода, этот лесоприемный пункт вполне благополучно работает. В чем секрет такой разницы? Может быть, в каком-то своем, особенном подходе местной администрации? Остальные фирмы, по ее данным, так же не имеют особых проблем с законом, однако в присутствии комиссии из Читы двери их контор категорически закрыты на замок.
Кроме вышеперечисленных нарушений специалисты констатируют захламленность территории. Причем, просто беспорядком это трудно назвать. Пример настоящего свинства мы наблюдаем у одной из контор - помойка буквально подпирает ее дверь.
Наконец, на территорию заезжает груженый лесом УРАЛ. Нужных документов нет и у водителя. Члены комиссии вызывают сотрудника лесного отдела УВД и передают нарушителя в его руки - арестованная машина с лесом должна быть отправлена на штрафплощадку, коих в области 28. Там древесина позже реализуется на аукционе, пройдя оценку независимых оценщиков. Примечательно, что кубометр древесины, по оценке этих специалистов, стоит 550 рублей - ровно в два раза меньше рыночной цены. Неправда ли, странно?
Полтысячи забайкальцев уже наказаны
Дело происходит в Петровском Заводе, однако ту же самую картину, по словам проверяющих, можно наблюдать в любом районе края. За год действия Закона “Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Читинской области” механизм борьбы с “нелегалами” в лесном бизнесе отработан. Большой подмогой в этом, по словам сотрудников регионального КППР, стало введение в области с 11 декабря 2007 г. режима чрезвычайной ситуации в связи с незаконной вырубкой и реализацией древесины. С этого дня проверяющий имеет право приостановить деятельность лесоприемного пункта и без присутствия его владельца. Многие из них уже поняли, что с законом шутить не следует.
По данным управления лесами в Читинской области, фактов незаконных рубок в крае за первые два месяца 2008 г. стало более чем в два раза меньше, чем за тот же период прошлого года. Экспорт круглого леса тоже сократился в два раза. Уменьшилось и количество лесоприемных пунктов: в этом году их насчитывается в Забайкалье 286 (в прошлом году было 314).
По данным краевой прокуратуры, только в 2007 году было выявлено более полутора тысяч незаконных порубок. В прошлом году за незаконные порубки было осуждено 502 лица, из них к реальному лишению свободы - 31. С виновных взыскан штраф в сумме около 25 млн. руб. В 2007 г. расследовалось 10 уголовных дел в отношении работников лесхозов, из них 9 направлены в суд (8 лесничих и 1 директор лесхоза). Кроме того, в прошлом году в производстве следователей прокуратуры находилось 4 уголовных дела в отношении депутатов разного уровня, обвиняемых в незаконных порубках. Сейчас 3 дела направлены в суд и по одному из них вынесен обвинительный приговор.
А где же “лесные бароны”?
“Беспорядка в лесном бизнесе еще очень много, - отмечает руководитель отдела промышленности краевого КППР Олег Поляков. - Система очень криминализирована, ее участники очень быстро приспосабливаются к новым условиям”. Однако, в руки правоохранительных органов попадается пока, по большей части, очень мелкая рыбешка: деревенские мужички да одиночки, пытающиеся уйти с помощью незаконных порубок от нищеты да от бескормицы. И “за кадром” скромно остаются настоящие “киты” нелегального бизнеса, в чьих карманах и оседают суперприбыли. На недавнем координационном совещании по проблемам лесного бизнеса сотрудники краевой прокуратуры признали, что пока не выявляется вся цепь преступлений “теневого” лесного бизнеса, скупщики древесины не привлекаются к ответственности по ст. 175 УК РФ (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем). Кроме того, виновные уходят от ответственности за легализацию имущества, приобретенного в результате совершения преступлений. В прошлом году выявлены лишь две ОПГ, делавшие капитал на незаконном лесном бизнесе. Чего не хватает нашим правоохранительным органам: сил, опыта или смелости.
Цифры:
В 2007 г. из-за незаконных порубок бюджет Читинской области потерял 412 млн. руб.