Виктор Якимов: Хороший урожай – это общий результат работы крестьян и государства

Общество, 09:02, 20 февраля 2015

Через несколько недель в полную силу начнется подготовка к полевым работам, завершению зимовки и, так называемой, расплодной кампании. И если многим городским жителям эти хлопоты не понятны, то сельская забайкальская периферия уже приготовилась к весенней страде – потому что именно весенние работы кормят, как в поговорке «целый год». 

О том, как сегодня помогает фермерам государство, какие способы финансовой поддержки существуют и что делается, чтобы забайкальская продукция попадала на стол к местному потребителю, рассказал министр сельского хозяйства Виктор Якимов.

- Виктор Александрович, итог урожая 2014 года по результатам отчетов был весьма неплох – многие показатели превышены: мясо, молоко, зерновые… С чем связан такой успех? Благодаря чему он достигнут? Что это – усилия государства или труд сельхозтоваропроизводителей?

- Это общий успех – и министерства, и государства, и крестьян, занятых на сельских работах. Министерство очень активно отработало с сельхозтоваропроизводителями прошлой весной: были проведены рабочие совещания в районах со всеми коллективами, сделаны предварительные наработки. Уже тогда наметились изменения на федеральном уровне, и, принимая во внимание план мероприятий Года села, который утвержден губернатором, нам четко было определено увеличение финансирования. Мы максимально убедили людей, что они должны свое дело сделать, а исполнительные органы государственной власти сделают все, чтобы сельскохозяйственные компании были проведены на соответствующем уровне. Люди поверили. Кроме этого, весна наступила на две недели раньше и, начиная с весенних полевых работ, люди в корне изменили свое отношение. Мы провели сельскохозяйственную кампанию во все установленные сроки и с достойным качеством. Семенной материал подготовили так, как положено, посеяли в срок, затем, если касаться животноводства, у нас была успешно завершена зимовка, проведена расплодная кампания, стрижка овец… Уже на фоне этого люди увидели, что деньги им своевременно доводятся. 

- Это потому, что есть различные формы поддержки, но кто должен эту информацию «продвигать»? 

- Да, у нас имеются и работают формы государственной поддержки селян. министерство в целом очень серьезно работает в этом направлении не только на краевом уровне, но и во всех районах, где у нас серьезно представлены производства. Это Нерчинский, Приаргунский, Краснокаменский и другие. Мы приезжаем, проводим совещания, и когда возникают какие-то вопросы - учиняем спрос с отдела сельского хозяйства - почему та или иная информация не доведена до сельхозтоваропроизводителей, почему она не доведена до поселений. Везде должна быть программа устойчивого развития сельского хозяйства. Фермеры должны максимально ее использовать, чтобы привлечь средства на производство и на создание условия людям. Кроме этого, максимально привлечь и краевые и федеральные финансовые средства. Когда фермеры получают субсидию, к примеру, на приобретение техники, мы индивидуально работаем с каждым на предмет прозрачности счетов – чтобы средства были использованы по назначению. Когда все мероприятия подтверждены финансами, люди, в полном объеме ощущая и осознавая внимание и поддержку, сделали свое дело. Этому благоприятствовала и погода в прошлом году. Всю сельскохозяйственную кампанию мы провели как положено, с максимальным соблюдением всех технологических приемов, в установленные сроки и с максимальным качеством.

- Единственный показатель, который в прошлом году не был выполнен на 100 % это картофель?

-  Да, он произведен на 94%, показатели по другим овощам и зерновым идут с увеличением. Картофель мы производим в основном в центральной зоне: это Читинский, Улетовский и Карымский районы. В течение августа месяца там была очень серьезная засуха. Но, тем не менее, в целом показатели по производству картофеля мы практически выполнили. Более того, я не лукавлю нисколько, часть предприятий в полном объеме свою валовку, свой урожай, не показали. Тем не менее, из полученного урожая картофеля нам удалось заложить резервные объемы на хранение для бюджетных потребителей. В целом, нам нужно сделать замкнутый круг, нужно четко знать требуемые объемы и весь спектр наших потребителей. Для каких целей, в какие сроки эта продукция должна быть туда поставлена и по каким ценам. То есть, экономика должна быть в любом случае соблюдена. 

- А если говорить в цифрах – в каких объемах выражается поддержка государства? 

- На этот год ряд порядков о предоставлении государственной поддержки в виде субсидий уже принят, по остальным работа ведется. До нас уже доведены лимиты на 100 миллионов из федерального бюджета на проведение весенне-полевых работ. Что же касается прошлого года, то в целом на АПК было направлено 1 миллиард 136 миллионов рублей. В период весенне-полевых работ было увеличено финансирование из краевого бюджета на несвязанную поддержку на 127 миллионов, кроме этого, мы дополнительно заложили 33 миллиона на программу устойчивого развития сельских территорий. В конце октября мы с губернатором были в Москве, в Минсельхозе России, и подтвердили документами увеличение вложений средств на АПК из краевого бюджета, и в конце декабря к нам дополнительно поступили 103 миллиона на несвязанную поддержку в области растениеводства из федерального бюджета. То есть, те положительные результаты в растениеводстве, они достигнуты благодаря дополнительным вложениям, как из краевого бюджета, так и федерального.  

- Проведена большая работа, и сегодня граждане уже не боятся вкладывать деньги в дело, работают и знают, что государство окажет поддержку. Какова стратегия министерства края в целом?

- Мы видим сегодня, что люди неравнодушны и хотят создать условия себе, своим детям, использовать льготы и возможности, которые предлагает государство. Но без какого-то производства, без формирования бюджета, налогоотчислений мы не может это сделать. Сельхозтоваропроизводители ведут сейчас себя спокойно, они почувствовали изменения, они уже психологически перестроились. Само государство на фоне всех этих событий и санкций четко поставило в приоритет сельское хозяйство и в целом АПК и подтверждает это и делами, и финансами. Кроме этого, мы видим, что серьезно изменилась и востребованность в продовольствии - вся сельхозпродукция востребована, но это только начало. Ее востребованность будет нарастать с каждым днем, поэтому сейчас для себя необходимо уяснить, что открытие ферм, открытие дополнительных производств будет сверх необходимо. Раньше люди остерегались этим заниматься по одной причине - ты начинаешь что-то делать, должен запланировать, сколько продукции произведешь и куда ее реализуешь – должен быть уверен в конечном положительном результате. К примеру, в село Олекан Нерчинского района не просто так пришел инвестор, он четко подумал, о перспективе и необходимости вложения денег сюда, потому что сельхозпроизводство становится приоритетом и это однозначно будет экономически выгодно. Ситуация будет меняться. На нас обращают внимание очень серьезные инвесторы, в каждом районе появляются новые предприятия, новые КФХ. Что касается грантовой поддержки - в прошлом году кратно было увеличено количество заявителей на такую поддержку.

- И все-таки что делается, чтобы забайкальская продукция попадала на стол к забайкальскому потребителю, а не уходила в другие регионы? 

- Работа в этом направлении ведется. В прошлом году мы начали серьезно работать с бюджетными потребителями, потому что на закуп продовольствия для нужд бюджетных учреждений тратятся деньги краевого бюджета. И когда в целом они тратятся на приобретение продукции из других регионов, это ненормально. Сейчас мы стараемся выстроить схемы взаимодействия между нашими производителями и потребителями, но диктовать сельхозпроизводителям: «Сдавай сюда, в эту столовую или в эту школу, - а вот приехали ребята из другого региона, они цену выше дают, ты им не сдавай» - мы не можем. Но сегодня производители готовы работать и полностью обеспечивать наш продовольственный рынок, торговые сети, и, безусловно, бюджетных потребителей. Но для того, чтобы мы четко эту работу проводили, должны быть заинтересованы все стороны этого процесса. Если касаться здравоохранения, с ООО «МедФуд», который занимается обеспечением питания всех краевых больниц, взаимопонимание найдено - нас услышали и берут продукцию забайкальских производителей. С образованием в полном формате пока не получается. Кроме этого не получается и с частью муниципалитетов. Если одни районы перестроились, то в рамках прямых договоров они берут всю продукцию, включая даже ту, которую производят ученические производственные бригады, но часть районов говорят: «Нет, у нас 44 Федеральный Закон». Прикрываясь этим законом, они завозят непонятно какую продукцию, а в это время продукция у наших товаропроизводителей, более свежая и более качественная, оказывается невостребованной. По этому поводу всем профильным министерствам и ведомствам даны серьезные поручения.