Детдом на грани суицида
Воспитанницы пытались покончить жизнь самоубийством. А педагогам было не до них…
Случай - из рук вон, ЧП… И произошло это в стенах детского дома в Вершино-Шахтаме Шелопугинского района в 2014 году. Три воспитанницы пытались вскрыть вены… Слава Богу, живы! В чем причина - взрослые не выясняли, ухватившись за зыбкое: мол, несчастная любовь. Да и выяснять было некогда: воспитатели боролись со своим директором - Викторией Дабижа.
Происшествие скрыли, и о нем долгое время не знали в министерстве образования Забайкальского края. Еще бы! Узнай там, полетели бы головы… А в коллективе хотели, чтоб полетела одна голова - директора, с которой вели войну воспитатели и другие работники детского дома. Зачем им эти юные жизни - они за свою жизнь радели! Вот и строчили жалобы и обращения в родное министерство.
Несчастные дети
Дошло и до редакции «Экстры». Тревожные звонки начались еще ранней осенью прошлого года. Взволнованный женский голос: «Помогите! У нас избивают воспитанников». Объяснили: пишите обращение от имени коллектива и детей. Долгое время - тишина, а недавно почта принесла увесистый конверт: заявление на имя министра образования края, обращение в редакцию, копия акта проверки финансовой и хозяйственной деятельности детдома. И ни строчки о побоях, ни словечка… Зато: «просим принять меры к и. о. директора В. В. Дабижа», «напряженная обстановка в коллективе, невозможно работать под ее давлением, пользуется тем, что у нас на селе нет другой работы», «мы терпим унижения, оскорбления, неуважение», «может загнобить человека из-за своей неприязни, накричать на него в присутствии детей»… Затем: о задолженности по заработной плате, о вынужденных отпусках работников без содержания, о «загадочных» процентах стимулирующих выплат, об увольнении недовольных по собственному желанию… Совсем немного о воспитанниках: «Некоторым детям нужна помощь опытного психолога, т. к. они склонны к суициду. Многие дети нуждаются в медицинской помощи, по требованию медработника их не везут в областную больницу, ссылаясь на то, что нет денег». И: «Настоящим письмом мы, нижеподписавшиеся, выражаем свое недоверие директору Дабижа В. В. и убедительно просим вернуть нам прежнего руководителя Горбунову Людмилу Николаевну, и надеемся, что под ее руководством наш детский дом не закроют».
Из документов ясно, что работники детского дома еще весной прошлого года обращались не только в минобразования, рассылали обращения в районную прокуратуру, главе администрации Шелопугинского района С. Д. Егорову… Из вороха бумаг видно: реагировали все. Приезжали комиссии, проводились проверки и лично заместитель министра по вопросам образования и науки Е. С. Егоров еще в мае прошлого года выезжал в Вершино-Шахтаму, провел собрание с коллективом учреждения и дал ответ. Оказывается, все не так уж трагично:
«…нарушений при увольнении не выявлено», «диспансеризация детей проводится
в плановом порядке», «нарушений в начислении заработной платы младшим воспитателям и стимулирующих выплат педагогическим работникам нет». Решение собрания он тоже напомнил: «создать группу по конфликтным ситуациям, «директору Дабижа В. В. быть последовательной в принятии и соблюдении административных решений». И последним пунктом: «Жалобы считать не имеющими оснований». Между прочим, за решение собрания проголосовали 24 человека из 26 присутствующих. Выходит, зря перья ломали?
Но в этом ответе я споткнулась: «По жалобе младшего воспитателя Поповой Ю. М. о переводе ее на другую группу директор объяснила следующее: за один месяц на работе в группе девочек совершено три суицида…» Просто констатация и - все. А кто ответил?
Задаю вопрос воспитателю Валентине Федюшиной - идейному вдохновителю и организатору борьбы с директором. Ее роль нетрудно вычислить: под всеми обращениями первая подпись Федюшиной, ответы министерство отправляет на ее имя и адрес. Да и звонила в редакцию «Экстры» именно она. Спрашиваю про суицид. Смешалась и будто выдавила: «Это была попытка. Одной девочке уже 18 лет, второй - тоже, и ее нет в детском доме, а третья состояла на учете у психиатра». Ни слова в оправдание, но все слова - как отчуждение или отторжение: мол, совершеннолетние, да и не наши уже…
А мне кажется, совсем не о детях, их благосостоянии пекутся Федюшина и ее соратники. О своем месте «под солнцем»: не дай Бог остаться без работы! Понять по-человечески можно: куда они пойдут, если детский дом закроют? Вершино-Шахтама - поселок в руинах, работу найти невозможно… Но что это по сравнению с суицидами обездоленных сирот? Несчастные дети…
Самоубийцы
Сейчас коллективы детдомов края пребывают в стрессовой ситуации: с 1 апреля все они переходят из-под опеки министерства образования в другое ведомство - социальной защиты. Переходят болезненно: всякие реформы предполагают не только улучшение, но и потери. Вот и в этой ситуации возможно расформирование некоторых учреждений, а значит, многие работники попросту останутся на улице. И это - трагедия: в трудное время остаться без работы, без средств к существованию, один на один со своими проблемами. Примеры уже есть: закрыт Кадаинский детский дом в Калганском районе…
Ожидают перемен и в Вершино-Шахтаме. Но вместо того, чтобы сплотиться во имя одной цели - как сохранить коллектив детей-сирот и взрослых, те же самые взрослые совершенно бездумно его разрушают. Пора бы уже остановиться и ждать своей участи, ан нет! Опять пишут и пишут, и предупреждают: мол, пойдем дальше! А куда дальше-то и с чем?
В декабре прошлого года министру образования Забайкальского края Анатолию Чумилину вновь поступило коллективное обращение из Вершино-Шахтамы. Опять о директоре, о ее грубом и некорректном отношении к работникам; о невыплате зарплаты, принуждении работников к отпуску без содержания… И те же требования принять меры. «Непредсказуемость в действии руководства приводит к эскалации стрессовой ситуации в коллективе». Каково? Как не отреагировать?
9 января 2015 года в детский дом вновь выезжает заместитель министра Е. С. Егоров. Разбирательство, очередное собрание… А следом - ответ: «факты, изложенные в обращении, частично подтвердились. Приказом министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края директору
В. В. Дабижа объявлено замечание. Кроме того, по информации УМВД России по региону (управления экономической безопасности и противодействия коррупции) материалы проверки в отношении руководителя учреждения В. В. Дабижа по факту халатности, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей направлены для принятия правового решения в Сретенский МСО СУ РФ по Забайкальскому краю».
Самоубийцы! Самоубийцы все: от директора до воспитателей и поваров со сторожами. 1 апреля скоро, а они уже в агонии, и уповают на панацею - нового директора. Где гарантии, что и на требуемую Горбунову не станут писать коллективные жалобы? Ну, как таким людям доверить детей - их судьбы, жизни, будущее?
Правда, есть шанс - как соломинка. Начальник отдела реабилитации и спецобразования министерства Александр Косяков хорошо владеет ситуацией в Вершино-Шахтаме. Он собирается приехать туда в конце марта и сказать крепкое слово. Опыт такого общения у него уже есть. Сам Александр Алексеевич рассказал о подобной ситуации в детдоме в селе Бурулятуй Оловяннинского района. Там недовольство коллектива, жалобы и проверки вынудили директора уволиться. Оставшись «без головы», коллектив запаниковал. Косяков приехал и предложил: создайте инициативную группу, предложите кандидата на должность директора. В ином случае детскому дому грозит расформирование. Через час предложили «выдвиженца». «И уже месяц никаких потрясений и сотрясений», - говорит Косяков.
Так что и в Вершино-Шахтаме предстоит сделать выбор: жизнь или смерть.
КСТАТИ
1 апреля все детдома края передадут из ведения Минобразования в министерство социальной защиты.
Ирина ЖИГУЛИНА