Недетские забавы подростков

Происшествия, 11:43, 8 апреля 2015

Зачем ты это сделал? Что тебе не хватало? Разве ты не думал о последствиях?...  Эти и многие другие вопросы ставят взрослые перед детьми, которые переступили черту закона. Но ответить большинство из подростков не в состоянии. Не потому, что хранят свой умысел глубоко внутри. Просто потому, что не знают зачем, для чего и что за это будет. И порой, решаясь на страшные и тяжкие преступления, эти «детки» не сознают всей тяжести, бессмысленности и ужаса того, что творят.

 По данным УМВД по Забайкальскому краю, за 2014 год несовершеннолетними в Забайкалье совершено 1603 преступления. Однако, если сравнивать с 2013 годом, в прошлом году несовершеннолетние совершили меньше умышленных убийств на 26,3% , умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - меньше на 50% (с 20 до 10), краж чужого имущества – меньше на 8,3% (с 1090 до 999), грабежей - с 108 до 94. При этом зафиксирован рост угонов мото- и автотранспорта, разбоев, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

На территории края по итогам 2 месяцев 2015 года на 15% сократилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними (с 214 до 182).

О своей работе с трудными подростками и о том, можно ли исправить таких детей и попробовать заставить их свернуть со «скользкого» пути, в беседе с корреспондентом «Забмедиа» рассказала начальник отдела дознания отдела полиции «Железнодорожный» майор Ирина Калинина.

Несуществующая бомба

- В моей практике однажды расследовалось уголовное дело по звонку о заведомо ложном территористическом акте. Это статья 207 Уголовного кодекса. Статья эта небольшой тяжести. Обычно ребенок объясняет свое поведение тем, что это была шутка. Дети не преследуют никаких корыстных целей и это просто баловство с их стороны. Проверка – как отреагируют сотрудники полиции на их звонок, - рассказала Калинина.

По ее словам, дети действуют так – они придумывают «сюжет», звонят на 02 и сообщают о заведомо ложном взрыве и наблюдают, как должны в этом случае отреагировать органы. По плану действий, на место, которое указали во время звонка, даже если сообщение непроверенно, выезжает скорая помощь, пожарная служба, полиция,  МЧС, ФСБ  то есть все экстренные службы города.

- Случай произошел в прошлом году в Чите. Мальчик сообщил в полицию о том, что в жилом доме заложена бомба. Звонок поступил ночью, поздней осенью. На вызов отреагировали как положено, и все службы прибыли к месту за считанные минуты. Людей из многоквартирного дома эвакуировали, вы представьте – люди в чем были дома, в том и выходили на улицу, с маленькими детьми, - рассказала Калинина.

Когда злоумышленника установили, было возбуждено уголовное дело. Полицейские стали разбираться, зачем человек это делает, для чего, каковы мотивы.

- Парень объяснил это так: «Я позвонил, а потом отошел и хотел понаблюдать, как будут работать службы, посмотреть на «суету». Он получил удовольствие от своих действий и наблюдений, - рассказывает Калинина. 

Подростку была назначена психиатрическая экспертиза. Результаты показали, что ребенок адекватен и полностью осознавал, что делает. Во многом ответы на вопросы появились, когда полицейские узнали больше о ребенке и его семье.

- Семью мальчика можно назвать неблагополучной – мама в постоянных командировках и отъездах, папа неоднократно судим. Также на руках подростка фактически оказался младший брат. Мальчик после этого случая  попал под внимание инспектора по делам несовершеннолетних, хотя раньше эта семья в поле зрения инспекторов не попадала – никаких скандалов, никаких жалоб на эту семью не было, - рассказывает начальник дознания.

Родителям проделка сына в случае признания вины судом стоила бы немалых средств – затраты, которые несет государство в таких случаях порой достигают трехсот тысяч рублей, и подростки, совершая подобное, не осознают, какое «ярмо» в виде выплаты штрафа они вешают на родителей.

- Мы нашли с подростком общий язык, и тогда мне удалось объяснить ему, что сейчас еще можно все исправить, а вот через несколько лет это  будет сделать гораздо сложнее. Я считаю это своей победой, потому что до парня дошел смысл моих слов и изменения есть – он восстановился в школе, устроился на работу. Конечно, такое бывает нечасто, но если хотя бы один человек смог измениться, то это значит, что мы работаем не зря, - считает Калинина.

Уголовное дело в отношении парня прекратили за деятельным раскаянием. Суд пошел навстречу в связи видимым благополучием его семьи. И это во многом поспособствовало тому, что подросток не встал на путь, который сломал бы ему жизнь и с которого не так просто уйти.

Однако этот эпизод – скорее исключение, чем правило, и в большинстве случаев уголовная ответственность для совершившего преступление наступает.

Назад не повернешь

Есть случаи, когда содеянное в шутку или в состоянии опьянения в корне меняет жизнь.

Большинство преступлений, которые совершают несовершеннолетние, не несут никакой смысловой нагрузки. Подростки не идут на преступления, когда нечего есть, из-за крайней нужды. Основные мотивы – это, например, повышение авторитета в глазах сверстников.

- Не всегда семья играет решающую роль. Был случай в моей практике, когда  девушка из приличной семьи, которая получала два высших образования, совершила кражу. Я спрашиваю у нее – что ее побудило совершить преступление? Она мне отвечает, что в ночном клубе какая-то девушка поставила сумку и ушла танцевать, и у нее возникла мысль – сможет ли она эту сумку украсть…  Одним своим действием она перечеркнула свою учебу на факультете таможенного права, свою карьеру в ведомственных структурах. В отношении нее было возбуждено уголовное дело, - рассказала Калинина.

Толя и его мама

Толя проходит обвиняемым по делу об угоне автомобиля. Объяснить причины своего поступка объективно он не может, просто мартовским вечером поссорился с девушкой. Нужно было из города добраться домой в поселок Аэропорт. Вот и угнал машину.

По словам сотрудников полиции, действовал он со знанием дела – выдавил стекло, без ключа завел автомобиль. Проехал на нем несколько сотен метров. Потом машина заглохла. Толя бросил ее на улице и ушел домой пешком. 

Пропажу машины хозяин обнаружил сразу после ее угона, найдена она была через три часа. Толю вычислили банально – по отпечаткам пальцев. Подросток ранее уже был судим по аналогичной статье – за угон автомобиля.

На следственном эксперименте парень рассказывает и показывает все в присутствии адвоката и мамы. Родительница воспитывает сына одна, отца нет, старший брат погиб. Десять тысяч рублей материального ущерба для неработающей женщины сейчас – непосильная ноша. Как она будет рассчитываться, она не знает.

- Я ему уже объясняла, что я одна, что мне тяжело – все бесполезно. Уже одна судимость есть, что будет сейчас, не знаю. В армию его не возьмут, не работает, хотя специальность у него есть, он автослесарь, - рассказывает мама Толи.

Дознаватели, которые ведут дело, говорят, что в этот раз, скорее всего, парню назначат в качестве наказания обучение в спецшколе. Мама надеется, что за примирением сторон дело закроют. Сам Толя пожимает плечами. Он не хотел ничего такого, просто было поздно и не на чем было добраться домой…

P.S.

Учит или не учит чему-то жизнь таких подростков, сказать сложно. Если судить по статистике – большинство из них возвращаются на скамью подсудимых. Единицы вырываются из порочного круга и начинают жить обычной человеческой жизнью. Стоит только сказать, что ответы на вопросы, которые им задают: «Зачем и почему?» – не меняются. Большинство также, как Толя, просто пожимают плечами. 

Имя несовершеннолетнего изменено.