А «засушье»-то липовое?

Общество, 11:28, 5 мая 2015

Почему предприниматели Забайкалья узнали о «сухом законе» после его окончания?

«Очередной руководящий громогласный пшик», «звезда в шоке!», «нам запреты нипочём, выпить мы всегда найдём», «а мне плевать, я не пью и Вам не советую», - такими отзывами разразилась забайкальская общественность после сообщения о предстоящей «засухе» на выходных 18 и 19 апреля. Кто-то кинулся в магазин, другой порадовался запасам, а предприниматели начали подсчитывать возможные убытки, которых, как выясняется, могли и миновать.

По стопам «Лимонадного Джо»

В свете последних событий, забайкальцы все чаще иронично вспоминают о противоречивом отечественном политике Михаиле Горбачеве. У старшего поколения еще свежа память о длиннющих очередях, табличках с надписью «закрыто» на большинстве ликероводочных магазинах, и сидящих с настойкой боярышника людей во дворах. Тогда, как и сейчас в Забайкалье, за «сухим законом» стояло конкретное имя, фамилия и отчество, которого советский народ в момент окрестил «Лимонадным Джо». Различие только в продолжительности ограничений. Аналогия очевидна?

Спустя годы в совершенно новой стране, точнее в ее забайкальской части, история начинает повторяться. Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский в связи с введением режима ЧС и обострившейся пожароопасной ситуацией, 17 апреля подписал постановление правительства о запрете с 18 по 20 апреля включительно розничной продажи алкогольной продукции на территории всего региона.

- Запрет введен в целях недопущения дополнительных возгораний по причине неаккуратного обращения с огнем, - пояснили после подписания документа в пресс-службе главы региона.

Не будем углубляться в действенность принятой меры, ведь можно просто взглянуть на сводки Гослесслужбы о пожарах за тот период. Лучше поговорим о самом документе.

Не знаешь? Плати!

Российское законодательство, как известно, четко регламентирует порядок вступления в силу любого официального документа. Постановление правительства Забайкалья – не исключение. Проще говоря, чтобы запретить забайкальцам продавать алкоголь, нужно не только разработать документ и подписать его за день до вступления в силу, но и опубликовать постановление на специальном интернет-портале правовой информации. В нашем регионе, кроме того, для публикации документов используют еще и два печатных издания. Но хотели как лучше, а получилось то, что получилось.

Постановление официально опубликовали на сайте только 20 апреля. В печатных изданиях накануне ничего подобного опубликовано не было. Де-юре выходит, что документ о «засухе» приобрел законную силу только спустя два дня после окончания действия запрета. Вот такие парадоксы…

Тем временем, сотрудники забайкальской полиции за те выходные выявили 40 нарушений, 15 из них – в Чите, 25 – в Агинском, Акшинском, Краснокаменском, Газ-Заводском, Красночикойском, Читинском, Чернышевском и Шилкинском районах края. По всем фактам полицейские составили протоколы об административных правонарушениях. Из якобы незаконного оборота было изъято около 700 литров алкоголя. По каждому из выявленных нарушений документы должны представиться в суд. Теперь предпринимателям, которые пострадали от нерасторопности забайкальского руководства, грозят штрафы от 50 до 100 тыс. рублей.

Об одном из подобных случаев «Забмедиа» рассказала забайкальский бизнес-омбудсмен Виктория Бессонова. По ее словам, в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей несколько дней назад обратилась бизнес-леди из Домны, у которой 18 апреля изъяли 8 бутылок алкоголя, сославшись на постановление.

- По нашему мнению, постановление правительства не приобрело юридической силы, поэтому у предпринимателя, который на законных основаниях осуществлял продажу алкогольной продукции, не было никаких оснований запрет соблюдать, - пояснила корреспонденту портала Виктория Бессонова.

Сейчас забайкальский бизнес-омбудсмен намерена отстаивать в суде права предпринимателя, которая рискует получить многотысячный штраф из-за недоработок правительства края. Пока дата его проведения неизвестна. Правоохранители по непонятной причине не предоставили необходимые документы в суд. Примечательно, что задержались протоколы именно после звонка бизнес-омбудсмена в правоохранительные органы. «Забмедиа», в свою очередь, намерено потребовать официальные прояснения ситуации в Департаменте управления делами губернатора. Объяснить что-либо без официального запроса редакции там в очередной раз отказались.