«Человек-Муравей»: Размер имеет значение

Культура, 08:27, 20 июля 2015

Что было самым лучшим в «Железном человеке»? То же самое, что и в «Стражах Галактики» - ирония. Ненапряжный юмор, который делал всю громоздкую конструкцию космооперы и супергеройского комикса почти воздушной. К сожалению, важность этой штуки при экранизациях Marvel понимает, кажется, только Джосс Уэдон – и того в последних «Мстителях» то ли укротили, то ли устал человек. От трагического непонимания из «Человека-Муравья» погнали Эдгара Райта. При мысли о том, каким могло бы быть это кино, сними его создатель «Корнетто-трилогии», на глаза наворачиваются слезы, а в груди шкворчит от неизбывной тоски. Но оставим сожаления. Да, мог бы быть шедевр. Но просто хорошее, забавное и инсектуально-активное кино тоже на дороге не валяется.

Как ни крути, а «Человек-Муравей» все равно остался похожим на своего первого папу. Все эти нелепые шутки в исполнении Майкла Пеньи и еще двух отмороженных граждан, все эти диалоги, из которых сквозь американскую картонку так и прет английская склонность к абсурдному юмору… Буквально поперек экрана светит: «Здесь был Райт». Однако надо отдать должное его преемнику. Пейтон Рид очень постарался и снял настолько ироничное кино о супергерое, насколько это вообще было возможно. Возможно? Да попросту необходимо! Ведь кто, спрашивается, стал б смотреть на бывшего вора, который вместо уменьшения до муравья – принялся бы рефлексировать и дорефлексировался бы до мышей? Страдает пусть Капитан Америка, у него голова большая и плечи широкие. У Скотта Лэнга не те данные: он не идеален, не добродетелен и прекрасно разрушает игрушечные железные дороги.

Делать историю о таком герое всерьез было бы полным провалом. Рид и не делает. Рид снимает нечто вроде комедии о неудачнике среднего возраста, которому дали шанс произвести впечатление на пятилетнюю дочь, найти себе девушку и подружиться со знакомым копом. Одновременно режиссер вовсю использует возможности, которые дает ему превращение Лэнга в Муравья: ей-богу, от вида ванны, на дне которой стоит герой, веет каким-то постапокалипсисом, мгновенные превращения напоминают телепортацию, а уж как радует глаз полет на коллегах! И ведь этого можно было ожидать – но выходит все равно сюрприз, причем донельзя приятный.

В итоге «Человек-Муравей» получился настоящим летним фильмом. Не блокбастером – для этого ему не хватает масштаба в сочетании со звериной серьезностью. Он мельче «Мстителей» - но он лучше последнего «Железного человека», в котором Тони Старк ударился в какие-то совсем уж сложносочиненные страдашки. Скотт Лэнг переживает не как супергерой, слез ни из кого не давит, а просто делает свою работу: разрушает пенопластовый город и настоящий завод. Тут надо отдать должное актерам, которые не пытаются выдать детский утренник с шершнями за «Гамлета» и потому выглядят правдоподобно, нигде не фальшивят. Легкий, подвижный, подтрунивающий сам над собой и временами по-настоящему неожиданный, хотя бы визуально – вот каким «Человек-Муравей» дополз до наших экранов. Хотя «дополз» - неправильное слово. Влетел – и напомнил «Мстителям», что размер не имеет значения. Или имеет, тут уж как посмотреть. Все равно выходит оптимистично.

Степан Комаровский

Расписание сеансов можно посмотреть в «Афише»