От подъезда к подъезду: Маршрутки-призраки на дорогах Забайкалья

Авто, 09:04, 30 октября 2015

Просторный у нас край… Больше Италии, Японии, Германии. Населенные пункты в Забайкалье достаточно удалены друг от друга. Любая поездка из краевого центра в районный становится дальней. Популярным способом передвижения у забайкальцев давно уже стало автобусное сообщение. Люди покупают билеты на вокзале и отправляются в путь. А тем, кому не нравится ездить от вокзала, заказывают машину по телефону и их довозят, как говорится, «от подъезда к подъезду». Это стоит дороже, зато везут прямо к порогу. Но мало кто задумывается, что такие перевозчики зачастую работают без всяких разрешений, техосмотров и страховок. Доказать что-либо после ДТП с участием перевозчика-«призрака» практически невозможно – нет никаких договоров, значит, и не вёз вовсе. Одна из таких «призрачных» аварий произошла 13 октября с автобусом службы перевозок «Воробей», ехавшим по маршруту Чита – Шерловая гора. (Название фирмы намеренно изменено).

Об этой аварии «Забмедиа» рассказала одна из пассажирок, ехавшая до Шерловой горы. По ее словам, «Istana» перевернулась в районе моста через реку. Люди через выбитые окна выбирались из машины. Как и девять других пассажиров, наша собеседница вызывала автобус по телефону, позвонив в службу междугородних перевозок «Воробей». Женщине еще перед началом поездки показалось, что водитель был не выспавшийся. В этой аварии пострадавшая получила легкие ушибы. По ее словам, в машине также ехал ребенок, который, к счастью, не пострадал; а вот бабушка, возвращавшаяся домой после операции, чувствовала себя не очень. Ее одну из первых отправили на попутках до Шерловой.

- Мы скорее начали тормозить машины. Сначала ребенка отправили. Затем бабушку. Пассажиров было 10 человек. Все – женщины. На «попутках» добрались до дома, и я позвонила в полицию. А на месте аварии не могли вызвать полицию, потому что там не было связи, - рассказывает пострадавшая.

По-настоящему «призрачной» авария стала на следующий день, когда пассажиры попробовали дозвониться до службы перевозок «Воробей» и потребовать возмещения ущерба.

- Мы звонили в руководство такси. Там мужчина сказал, что нам возместят моральный ущерб, а мне - еще и за сломаное дорогое ювелирное кольцо; лишь бы мы в суд не подавали. Но через несколько дней мы позвонили опять, и нам уже сказали, что это вина водителя, мол, с него и спрашивайте. А мы после аварии были в таком шоке, что даже не сфотографировали ничего...

На звонок корреспондента «Забмедиа» в службе перевозок «Воробей» сказали следующее:

- У нас никакой аварии не было. Названный вами водитель у нас не работает.

Интересно, что корреспонденты «ЗабТВ» позже выяснили, что о трагедии, в которой пострадали 10 человек, толком не знают даже в правоохранительных органах. По версии полицейских, авария произошла на день позже, и пострадали в ней двое – водитель и женщина-пассажир.

«Призрачная» авария, не правда ли?

О правах, законах и «призраках»

Президент ассоциации автотранспортных предприятий «Читаавтотранс» Татьяна Маресева рассказала «Забмедиа», что уже давно на региональном уровне поднимает вопрос о нелегальных междугородних перевозках, которые не приносят денег в краевой бюджет и представляют большую опасность для пассажиров.

- У нас в ассоциации перевозчики в обязательном порядке все зарегистрированы в качестве ИП или юрлиц, обязательно у всех есть лицензия. Перевозка по регулярным маршрутам без лицензии запрещена. У всех есть договоры с министерством территориального развития Забайкальского края на право обслуживать маршрут. У всех есть страховка, - рассказывает Маресева. - А что такое «Воробей»? Это человек с телефоном, который себя еще называет диспетчером. Он сидит на телефоне и собирает заявочки. Набралось пять человек, он нашел того, у кого есть машина, и отправил ее в рейс. У них, конечно, круг перевозчиков сформировался. Кто-то из них, может быть, даже оформлен как ИП.

По словам Маресевой, сегодня в Забайкалье нет организаций, работающих по межгороду и не зарегистрированных в ассоциации. Все перевозчики объединились на добровольной основе:

- У наших перевозчиков есть штат водителей, мы всех водителей знаем, они все трудоустроены. А этот человек, который везет пассажиров от «Воробья», он может быть и сам не зарегистрирован как ИП, и ни с кем не состоять в трудовых отношениях. Он просто «призрак». Мы не против того, чтобы у нас была здоровая конкуренция. Должна быть конкуренция в ценах. У них лучше условия, они предоставляют, например, 8-местные машины, развозят по домам, потому что у них заказные перевозки. Значит, у них и тариф выше. Но такие фирмы не платят налоги и возят по тарифам регулярного сообщения, а расходов у них нет.

Случай, который произошел с автобусом службы «Воробей», по мнению Татьяны Маресевой, - отличный пример того, к чему может привести работа перевозчиков в «тени». Самое важное для пассажиров во всей этой истории то, что они вряд ли смогут получить компенсацию за вред здоровью.

- Действует 67-ой федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика. По нему мы, перевозчики, заключаем договоры со страховой компанией. Если случилось ДТП, пассажир имеет право на выплаты. Грубо говоря, сломал человек ключицу, 200 тысяч рублей он получит. А если, не дай бог, кто погиб, то вообще выплата - 2 млн 250 тысяч рублей. Но для того, чтобы эту выплату получить, пассажир должен ехать с перевозчиком, у которого есть страховка. А у нас сейчас получается такая ситуация: люди по телефону машину вызвали, сели и поехали. Застрахованы они, или не застрахованы, исправна ли машина – неизвестно, - говорит Маресева.

Татьяна Маресева рассказала, что, если перевозка пассажиров осуществляется на машине до восьми мест, то фирма должна быть зарегистрирована как такси, а если мест больше восьми, то это – заказная перевозка.

- В заказной перевозке, как у «Воробья», фирма не может выдать билеты на руки, потому что билеты выдаются только в случае, если перевозка осуществляется в регулярном сообщении. То есть у перевозчика есть договор с Минтерром. Здесь же, в случае принятия заявки, может быть выбит чек в каком-то офисе или выписана квитанция. По поводу страхования – информация, как правило, в каждом автобусе имеется. Это обязанность перевозчика разместить информацию о заключенных договорах со страховыми компаниями, о том, на какой срок заключен договор. Должна быть бумага с указанием номера транспортного средства, потому что страхуется ответственность непосредственно на конкретном автомобиле. У такси, у кого меньше восьми мест, у него такого вида обязательного страхования пока нет. Но у них обязательные требования – наличие разрешения и наличие таксометра. То есть, если вы едете в машине, где меньше восьми мест, вас должны рассчитать по таксометру.

Всем выйти из сумрака

Нелегальные перевозчики заполонили рынок. В Забайкальском крае эта проблема стоит еще не столь остро, как в центральных регионах России, говорит Татьяна Маресева.

- Этот бардак начался с того момента, когда под лицензирование оставили только регулярные перевозки. Сейчас вопрос подняли о возврате лицензирования всех видов перевозок, в том числе заказных. Это вопрос обеспечения безопасности. Еще одна проблема – разрешение регистрации транспортных средств в любом регионе РФ. Получается, что я могу зарегистрировать машину в Москве, а работать в Чите. Но из-за этого невозможно учесть, сколько в каждом регионе транспортных средств работает. Вполне вероятно, что здесь есть и коррупционный момент, не конкретно в нашем регионе, а лоббирование интересов на уровне страны. У нас в Чите по сравнению с мерками центральных регионов – это копейки. Там – большое количество машин в «тени» работают.

Президент ассоциации «Читаавтотранс» отметила, что сегодня по всем районным центрам в Забайкалье развешаны объявления, рекламирующие услуги нелегальных перевозчиков, поэтому риск оказаться в неприятной ситуации есть у любого забайкальца.

- Как люди могут ездить с перевозчиком, о котором никто ничего не знает, и которого никто не видел в глаза? Ладно, мы по городу заказываем такси, а тут люди едут на дальние расстояния, едут в ночь. Кто этот водитель? Проходил ли он когда-нибудь медицинский осмотр? Может быть, он «покурил» перед тем, как поехать?

Все эти вопросы сегодня остаются без ответов, потому что они неинтересны ни фирме по перевозке пассажиров, ни самим пассажирам. Конечно, это выбор каждого, кому доверить свою поездку. Плюсы и минусы, как водится, везде можно отыскать. Татьяна Маресева отметила, что им в ассоциацию иногда поступают звонки недовольных пассажиров, жалующихся на высокие цены на билеты.

- Пассажиры, бывает, звонят и говорят: «У вас билеты дорогие». Я обращаюсь, особенно, к людям пожилого возраста: не надо забывать, что люди, которые вас возят, они еще платят страховые взносы в пенсионный фонд с заработных плат своих работников, а ИП-шки – сами за себя. Из этих денег наши пенсионеры получают пенсию. И мы всегда говорим: почему, получая пенсию из денег, которые уплачены нами, вы пользуетесь услугами тех перевозчиков, которые ни копейки в бюджет не заплатили. Мы сегодня платим, и сегодня они получают пенсию. Пусть даже с минимального размера оплаты труда предприниматель заплатит в пенсионный фонд. Но он заплатит, и кто-то из этих денег получит пенсию. У нас примерно 60 ИП в ассоциации. 60 умножить на 20 тысяч – какая сумма получится? Эта сумма в этом году будет уплачена нашими ИП в пенсионный фонд. И это не считая того, сколько взносов оплатят они за наемных работников. Мы готовы конкурировать. Но конкурировать качеством, ценой. Но не преимуществом работы в «тени».

Нелегальные перевозки несут в себе много негативных моментов, главные из которых – опасность для здоровья пассажиров и неуплата налогов в бюджет. Известно уже немало случаев, когда пассажиры не могли отстоять свои права в суде, столкнувшись с недобросовестным перевозчиком. Татьяна Маресева рассказала, что ей также известна история с компанией-«призраком», когда пассажиры не могли добиться компенсации ущерба.

- Я знаю случай, когда человек свои вещи на крыше машины перевозил с таким перевозчиком. И в дороге эти вещи где-то потерялись. Женщина с фирмой судилась-судилась, но суд ничего не присудил, потому что договора перевозки между ними не было. А люди переезжали из районного центра в Читу, вещи перевозили.

В трагедии, описанной в начале, пассажирам повезло как минимум в том, что в ситуацию с «призрачной» аварией у ононского моста вмешались юристы Забайкальского правозащитного центра. Они пообещали помочь пассажирам в погоне за правдой.

- Мы планируем подавать иск по компенсации имущественного ущерба и морального вреда, - говорит руководитель правозащитного центра Анастасия Коптеева. - Удивляет другое: почему руководство этой компании сейчас опровергает информацию об аварии, и говорит о том, что маршрутка к ним никакого отношения не имеет. Мы же это легко можем подтвердить, истребовав телефонные звонки. Еще - пассажирка после аварии звонила в шерловогорское отделение полиции, но была ли проверка по факту ДТП, пока неизвестно. Здесь очень много вопросов, мы сейчас планируем этим заниматься. Не так давно пример был: в Чите, по-моему, суд присудил женщине за то, что она бедро сломала в маршрутке, 2,5 млн рублей по страховке. И в этом случае пассажирам должны были тоже компенсировать ущерб по умолчанию, но ничего этого сделано не было.

Вот такая история. И повториться она может с каждым. Мораль проста - важно нам самим, пассажирам, более ответственно подходить к выбору перевозчика, с которым мы решаемся отправиться в дальнюю дорогу. Благо, есть критерии, по которым можно отличить легального перевозчика от нелегального.