Каждый лама мечтает о встече с Буддой

Общество, 11:52, 14 мая 2008
Будда - смысл жизни лам, в нем они видят не реального человека или бога, а Будда для них - это целая философия, жизнь без конца, красота, сила духа, мысли. Будда - это цветы лотоса, музыка, любовь и все прекрасное, к чему стремится каждый лама. Молодые агинские "желтошапочники", они же буддийские ламы, в отличие от предыдущих поколений лам и монахов, при жизни придерживавшихся строгих норм и канонов, шагают в ногу со временем: водят дорогие автомобили, имеют мобильные телефоны, зависают в Интернете и ведут светский образ жизни. Светская жизнь нисколько не мешает карьере безусых лам и их служению Будде. Как не мешает и семейная жизнь - многие буддийские священнослужители обзаводятся семьями, а холостые имеют подруг. На агинских улицах нередко можно встретить молодого человека в ламском одеянии за рулем автомобиля, из салона которого звучит индийская музыка - сказывается учеба в Индии, где обучается на монахов немало агинских юношей. Ламы имеют высшее образование, у многих оно заграничное: кроме индийских и тибетских монастырей, некоторые закончили университеты Улан-Батора, Таиланда. Но высшим образованием учеба для лам не заканчивается - практически каждый уважающий себя и Будду лама учится всю жизнь, штудирует священные книги, а лечащий лама - медицинские трактаты, лечебную литературу и агинский рецептурник лекарственных трав - труд старшего поколения лам Агинского дацана. Молодая, "зеленая" поросль лам всегда с почтением внемлет словам старших лам. В дацане - строгая иерархия, высшее священное лицо - шэрээтэ. Эту должность в настоящее время занимает Бадма Цыбиков, он является депутатом Агинской окружной Думы, что для политики дацана - большой плюс, а для прихожан - пример открытости миру. Шэрээтэ Цыбиковым принят не популярный у лам современности обет - обет безбрачия. Ламы практикуют и принимают верующих в домиках, расположенных на территории дацана. И хотя храмы в настоящее время усиленно реставрируются, их домов, кажется, не коснулись перемены - ламы работают в небольших, брусчатых деревянных домах. На территории Агинского дацана обитает много собак, их приводят и оставляют сюда люди, уверенные, что животных в многолюдном месте подберет какая-нибудь добрая душа, а в противном случае ламы всегда накормят их. По буддийскому преданию считается, что в собаках, обитающих на территории дацана, живут души умерших, репрессированных, многострадальных лам. В Агинском дацане практикуют не только бурятские ламы. Работает лама-алтаец, много лет назад по приглашению руководства Агинского дацана сюда приехали тибетские монахи. Некоторые из них, поработав и поделившись буддийскими знаниями, уехали в Индию или вернулись в Тибет, сегодня остались в дацане два тибетца. Они - учителя Агинской Буддийской академии, а также принимают верующих, проводят молебны, предсказывают судьбы. На их двери - скромная надпись "Save Tubet". …Всех лам связывает Будда и огромное желание помочь грешным, мятущимся нашим душам. На фото: Буда лама, п. Агинское