«Страна чудес»: Квинтет Ы

Культура, 20:15, 7 января 2016

Грешить на отечественное кино, которое традиционно каждый новый год выкатывает на экраны такое, что можно смотреть только под шампанско-оливьейной анестезией – это дело святое и оправданное опытом. Взять вот хоть прошлогодние «Елки» с прошлогодними же «Богатырями»: вроде и шевельнется червячок сомнения, да как вспомнишь эту халтуру – и сапогом того червячка, сапогом! Ходить в этом настроении на «Страну чудес» - милое дело. Ну, в самом деле: тут тебе и альманах, и новый год, и «Квартет И», и глаза бы не глядели.

Тем мучительнее ощущения от этого фильма. Только слепому не видно, что «Страна чудес» на три головы выше уровнем, чем приснопамятные «Елки» - причем даже первые. Актерская игра здесь не оставляет чувства дешевого балагана, а действие не терзает фальшивой до ломоты в зубах неуместностью. Все намного хуже: пять новелл, входящие в фильм и придуманные пишущим костяком Хаит-Барац-Петрейков, беспросветно не смешны. То есть – над ними не просто не хочется смеяться. Над ними хочется плакать.

Особенно это касается истории про немолодую супружескую пару, у которой под Новый год сбывается мечта – они едут на «Поле чудес». Чтобы зажевать депрессию от финальной ее сцены, потребуется килограмм шоколада и бутылка водки - спасибо Федору Добронравову и Елене Яковлевой. Все остальные новеллы, хотя и не дотягивают до первой по ощущению, что тебя, тепленького, в новый год режут без ножа, тоже оказываются ничем не лучше. Или не хуже - как посмотреть. Молодой полицейский в первый рабочий день ищет, где бы взять денег на взятку врачу в роддом, потому что те, что были, у него забрали на взятку начальнику полиции. Молодая пара знакомит родителей в вычурном дорогом ресторане, где они неловко пьют и портят посуду из любви к сыру. Алкаш Валера бегает по городу с криками, что скоро тут всех закроют инопланетяне – и оказывается самым светлым пятном на всей карте «Страны чудес». Хотя тоже ничего смешного, но если сравнивать с первой новеллой…

Короче говоря, перед нами самый несмешной новогодний фильм, который только можно себе вообразить в упаковке традиционного новогоднего капустника. Не то чтоб тут было что-то вовсе неожиданное. В конце концов, в соседнем зале в это же самое время идет третья часть «Ивана-Царевича и Серого Волка», так откровенно изображающая современную Россию, что смотреть больно. Кажется, «Квартет И» задался целью в Новый год открыть зрителю глаза на окружающую действительность – ну, или хотя бы научить его читать список сценаристов и режиссеров. Во избежание. Задача похвальная, слов нет, и решенная талантливо и со вкусом – только праздника жалко. Примерно так же, как плачущую в снежной степи пару. И прямо жаль, что нельзя залезть в какой-нибудь летающий танк, подняться над всем этим и рявкнуть: плохое, мол, сняли кино!

Хорошее. А что жестокое и непраздничное… ну ы.

Степан Комаровский