«Чемпионы. Быстрее, выше, сильнее»: Медленно и печально

Культура, 18:15, 22 февраля 2016

Спорт кинематографичен. Это очевидно любому болельщику, который умирает на трибуне сорок раз за два часа. Это очевидно также любому киноману, который видел боксерский ринг или футбольное поле только в фильмах типа «Крид» или «Легенда №17». Да черт побери, даже первые «Чемпионы» были вполне себе переживательным фильмом – возможно, потому, что это была все ж командная игра: пять режиссеров и каждый сделал, что смог.

В новом фильме режиссер остался ровно один – Артем Аксененко, и как-то очень уж очевидно, что ему не хватает то ли рук, то ли головы на все три истории, заявленные в сценарии. Хотя тут, собственно, у всех такие проблемы. Оператор ставит камеру над водой и напротив брусьев и курит в сторонке. Композитор выуживает откуда-то из волн своей памяти три аккорда, которые располагает в бравурном либо печальном порядке и без зазрения совести называет это саундтреком. Актер Евгений Пронин мастерски изображает пловца с помощью туловища: оно единственное свидетельствует о том, что его герой спортсмен и вроде бы человек, а не деревянная доска – хотя выразительность и органика у Пронина аккурат на уровне дубовой двери. Кристина Асмус очень старается прыгать и играть, но сталкивается с тем, что ей просто нечего – и ест мороженое. Чудовищнее всех выглядит Сергей Бондарчук – и просто так, и на взгляд любого, кто видел вживую Александра Карелина, который отличается гораздо большей непринужденностью и обаянием, чем профессиональный вроде бы актер.

Со второстепенными исполнителями все обстоит примерно так же. Сто минут целая орда известных людей, изображающая других известных людей, ходит из угла в угол и играет в поддавки с режиссером, произнося совершенно кошмарные реплики. Диалоги вообще отдельная песня в «Чемпионах» - судя по всему, они были набраны без каких-либо поправок прямиком из интервью и книг, и потому живого в них не больше, чем стенограммах какого-нибудь съезда «Единой России» номер неразборчиво.

В результате фильм, который должен был, по идее, глубоко трогать зрителя за душу и побуждать как минимум к походу на трибуны или стадионы, а как максимум взять за ручку родное дитя и отвести в спортшколу, вынуждает только к одному – немедленно покинуть зал. Ну, или сладко-сладко поспать те самые сто минут. Если же не сделать ни того, ни другого, по выходе из кинотеатра придется задаться парой-тройкой печальных вопросов. Например, почему к патриотизму нужно взывать непременно с таким дурным надрывом и так топорно что вчуже неловко делается.

Степан Комаровский

Расписание сеансов смотрите в «Афише».