Куда едем, начальник?! Особенности читинского такси
Экономика, 15:31, 5 сентября 2007
На счетчике - десятый километр. Город мрачнеет. Один за другим на больших улицах и в крохотных переулках вспыхивают огни. Пассажир лениво тянется за кошельком, не спеша расплачивается и чопорно выходит. Мы остаемся одни: я, таксист Саша, чем-то недовольный голос диспетчера в рации и вечерний город - славная сегодня собралась компания.
Пьяные женщины - это катастрофа. Так считают таксисты. Вечером их мало - рано еще, да и кафе, в которых можно весело провести время, еще открыты. А вот начиная с двенадцати ночи и часов до трех, дамы в подпитии - основные клиентки.
- Недавно салон мыть из-за одной такой пришлось, - ругается знакомый таксист, когда мы все вместе стоим на "точке" в ожидании очередного заказа.
Вообще вместе с шофером посторонним людям - не пассажирам, ездить запрещается.
- Раньше была такая практика: водители брали с собой своих девушек, - рассказывает Александр. - В такси "Бумер" это запрещено. Потому что, во-первых, пассажиров может быть и четверо, а если место занимает девушка, служба просто теряет заказ. Во-вторых, клиенты себя неуютно чувствуют.
Для меня было сделано исключение, и с девяти вечера до шести утра, в самое "выгодное" время, мы колесили по городу.
О чем должен знать пассажир
Как и в любых деловых отношениях, а отношения пассажир-водитель именно таковыми и являются - здесь есть как права, так и обязанности. Пассажир имеет право на многое. Например, попросить водителя притушить сигарету, если ему это неприятно. Или убавить громкую музыку. Или музыку, наоборот, прибавить. То есть все, что непосредственно касается комфорта и хорошего самочувствия клиента, водитель должен контролировать и неукоснительно соблюдать. Пункт второй: обязанности.
- Многие пассажиры считают, что если они заказали такси, то могут относиться к водителю, как к человеку третьего сорта, - рассказывает Саша. -Я, например, не разрешаю курить у себя в машине. Так и говорю: "Вы ж не пепельницу вызывали, а такси".
Практически ни одна смена не обходится без испорченного настроения. Того, кто сидит за рулем, подчас не считают за человека. От каждого пассажира можно ожидать чего угодно, начиная от матерной брани и оканчивая дракой.
- На этот случай у нас успокоительная таблетка хорошая есть, - хитро улыбаются водители. Рядом с сиденьем в каждой машине мило белеет бита.
- До того, чтобы ее в дело пустить, у меня не доходило, - смеется Саша. - Стоит показать разбушевавшемуся эту "пилюлю", он сразу успокаивается. Если будет острая ситуация, можно крикнуть в рацию, и все, кто будет поблизости, уже через минуту будут здесь.
Черный список
Но бита - на самые крайние случаи, когда жизни или здоровью таксиста угрожает опасность. Чаще бывает такое, что, проехав до места, пассажир просто отказывается платить.
- А что делать остается? Тем более, если это девушка? Двери запирать? - возмущаются таксисты. - Обругала, как могла и вышла.
Такое "кидалово" пусть и не часто, но бывает. Вообще есть два случая, когда за оказанную услугу таксист не получает денег. Второй вариант встречается намного чаще: вызвали такси, такси подъехало, никто не вышел. Либо клиент был пьян и просто уснул, либо забыл, либо уехал на другом транспорте. Бензин потрачен, несколько заявок, на которых можно было бы заработать, упущено, денег нет. Номера телефонов таких клиентов обычно заносят в "черный список". На экране диспетчера, принимающего заказы, эти номерки высвечиваются черными полосками.
Черный список для водителей
- Есть случаи, когда водители обманывают пассажиров. Например, по счетчику он должен взять с клиента 50 рублей, а он "снимает" сотню, - рассказывают мне сами таксисты. - Естественно, пассажир в следующий раз позвонит конкурентам, потому что у них дешевле.
- У нас на эти случаи есть служба контроля качества, - говорит Саша. - Мы выборочно звоним клиентам и спрашиваем, сколько они заплатили за услугу. Потом сверяем с суммой, которую назвал водитель.
Таксисты, обманывающие пассажиров, для фирмы не выгодны, поэтому долго ни один из них на одном рабочем месте не задерживается. Владельцы служб такси друг друга хорошо знают и вполне могут навести справки, за что шофер был уволен с предыдущей работы. Водителей-челноков берут разве что только открывающиеся службы с нераскрученными брендами. Эти водители и "режут" службы на корню, продолжая обирать клиентов - куда от привычки денешься. Солидные фирмы составляют свой "черный список", в котором перечислены фамилии тех, кого на работу брать нельзя.
В ответе за тех, кого подвозили
Мы "поймали" очередную заявку. Просят подъехать к кинотеатру "Удокан" и отвезти в поселок Смоленка. В машину садится девушка. Едем молча, слушаем музыку и изредка перекидываемся с Сашей замечаниями о дороге и встречных машинах. До Смоленки - чуть больше пятнадцати километров. Подъезжаем к воротам военной части.
- Сто семьдесят рублей, - посмотрев на счетчик, говорит Саша.
-У вас что тарифы повысились? - едко спрашивает девушка. - Почти каждый день с вами езжу, сто десять - сто тридцать рублей.
- Да вы что! - Саша удивился. - Тарифы остались те же. Сами посчитайте: не может быть сто тридцать рублей, до Смоленки же едем!
Девушка продолжает возмущаться, но расплачивается по счетчику. После того, как она вышла, мы еще пару минут стоим у ворот. Ждем пока возмущенная пассажирка зайдет в ворота и освещаем ей дорогу.
- У таксистов есть негласное правило: если девушка едет одна ночью проконтролировать, как она зайдет. Мало ли, что может случиться. У подъездов сейчас вон какие компании собираются.
А про оборотней в погонах слышали?
О борьбе с поборами на дорогах слышали все. А вот толк от этих разговоров мало кто из таксистов почувствовал. Пока Саша заходил в торговый павильон, я разговорилась с одним из таксистов, стоявших рядом.
- Вот только что сотню отдал! Иначе бы штраф, - рассказал он. - За углом вон там засада стоит, деньги только так берут.
- С меня недавно 1800 требовали. Без всякого нарушения остановили и ну прикапываться, - продолжает второй. - Молодые, обнаглевшие совсем. Штрафуйте тогда, говорю. Походили, походили и отвязались.
Как говорится, без комментариев.
Утро
В шестом часу Саша крикнул рацию и попросил списать нас. За смену заработали не очень много. Обычно выходит тысячи полторы-две, а тут еле окупился бензин. Расстояния поездок были небольшие. Когда подъезжали к моему дому, единственной мечтой Саши было просто выспаться. А через несколько часов - на основную работу, ведь такси для него - просто дополнительный заработок. Заходя в подъезд, я заметила, что темный коридор и невидимые ступеньки освещены светом фар. И все-таки хороший таксист может заставить улыбнуться даже засыпающего клиента…
Словарик таксиста
Кидалово - не оплаченный вызов
Жирная заявка - заявка, на которой можно заработать несколько сотен.
Бордюрщик - таксист, работающий сам по себе, не в службе такси.
Засада - экипаж ГИБДД на дороге.
Засада с феном - экипаж ГИБДД с “радаром”.
Маломалко - оплата за минимальную поездку.