Право на счастье
«Зачем он вам? Он же умственно отсталый, намучаетесь с ним!» - как часто слышат такие слова молодые мамы в роддомах от «опытных» советчиков в белых халатах… То же самое слышат и пары, желающие взять малыша с особенностями развития из дома ребёнка или детского дома. Вот и получается, что такие дети - самые ненужные и одинокие из детей-сирот. Диагноз «умственная отсталость» навсегда обрекает их на одиночество и нелюбовь. А ведь каждый ребенок имеет право на счастье, на семью.
С 2015 года в Забайкалье работает технология социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов. Участники программы - воспитанники Петровск-Забайкальского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, которых устраивают в семейно-воспитательные группы. Уже трое воспитанников дома-интерната стали членами семейных воспитательных групп, и еще несколько ребят посещают семьи по принципу «Семья выходного дня».
Начинать разговор об устройстве в семьи детей из спецучреждений всегда сложно. Однако люди, решившиеся на такой шаг, своими примерами доказывают, что далеко не всегда принятие в семью ребенка с особенностями в развитии требует от приемных родителей особой жертвенности, чрезмерных душевных и финансовых затрат. Зачастую бывшие воспитанники интернатов, еще вчера считавшиеся необучаемыми и отсталыми в развитии, в домашней обстановке менялись кардинально.
История АртемаАртем Макаров в Петровск-Забайкальском детском доме-интернате появился, когда ему было шесть лет. Он родился в Чите, в неблагополучной семье. Как и у большинства детей с особенностями судьба Артема не была счастливой. Мать умерла во время родов, пьющий отец отказался от нездорового ребенка, а после закончил свои дни в какой-то тюрьме. Так и остался мальчик круглой сиротой. Детство прошло в казенных учреждениях.
- Я приметила Артема, когда еще работала воспитателем в интернате, - начала свой рассказ Галина Савченко. - У нас в основном воспитанники из категории необучаемые. Но у Артема есть способности к обучению. Например, я научила его играть в шахматы, в шашки. Он очень спокойный, усидчивый. По дому помогает, я научила его чистить картошку, может под моим присмотром сварить суп, сделать омлет.
Многие воспитанники в рамках трудовой адаптации помогают взрослым по хозяйству на интернатовской ферме, кормят животных, убирают за ними. Артему нельзя заниматься на ферме: у мальчика проблемы с позвоночником, очень сильное искривление, поэтому физические нагрузки ему противопоказаны. Но и ему педагоги нашли возможность быть полезным обществу и себе, в первую очередь.
- Быть независимым, самостоятельным - это очень важно для людей с ограниченными возможностями, - говорит Галина Степановна. - Я сама воспитала сына, инвалида по слуху, сейчас он известный в нашем городке парикмахер, предприниматель, у него семья, сын учится в университете. В нашем интернате мы стараемся каждому ребенку найти занятие, приучить его к какому-то делу, чтобы в дальнейшем он смог прокормить себя. Когда давали Артему задания по развитию мелкой моторики - завязать узелки, собрать бусы, сделать петельки - он справлялся очень прилежно. И тогда возникла мысль отвести его к нашему трудовику на уроки вязания. Теперь Артем официально работает в нашем вязальном цеху, на машине может связать любую вещь - будь то пуловер, рейтузы или носки с варежками. Их продукция пользуется большим спросом даже в других интернатах.
Через полгода Артему исполнится 18 лет, он стоит в очереди на жилье, но когда еще парень получит квартиру?
Таких как он в Забайкалье тысячи. Поэтому Галина Степановна и директор интерната решили похлопотать и приобрести ему жилье в Петровске-Забайкальском.
- Он здесь вырос, здесь у него есть работа, да и я буду присматривать. А то уедет в Читу, и как у него там жизнь сложится? Людей злых много, а такие дети очень доверчивые, - говорит Галина Степановна.
История МаксимаЕкатерина Добрынина пришла работать в интернат после детского сада, и, конечно, долго привыкала к особенным детям. Но она и предположить не могла, что один из воспитанников станет членом ее семьи.
- Когда я стала с ними в ежедневном режиме сталкиваться, работать, обучать,
я увидела, насколько эти дети открытые, добрые, светлые. Они не умеют не любить. Любят всех, поэтому не привязаться к ним очень сложно.
И тут я узнаю, что некоторые мои коллеги берут на адаптацию ребятишек в свои семьи. У нас с мужем пока своих детей нет, и эта мысль плотно поселилась в моей голове. Максима из всех ребят я выделила почти сразу, он всегда мне казался самым приветливым, он очень контактный, хороший мальчишка. Пришла, переговорила с мужем, он согласился. Потом как-то взяла я Максима на выходные, в гости, и они очень быстро нашли общий язык. Семья, друзья поначалу отговаривали, мол, зачем вам это? Просто они никогда не были в интернате, не видели этих ребятишек, какие они светлые, беззлобные. К сожалению, наше общество пока не готово адекватно реагировать на особенных детей.
В сентябре 2014 года, когда Максиму было около 17 лет, Екатерина оформила семейно-воспитательную группу, и мальчик прожил у них полгода. За это время он многому научился, помогал по дому, особенно ему нравилось возиться во дворе с мужем Екатерины, так как физически парень развитый.
- Но мне по-матерински его всегда было жалко, они в интернате неплохо работают на ферме. А дома я его старалась отвлекать, постоянно куда-нибудь ходили гулять, в кино, на горки. Он очень послушный, если играет в компьютер или смотрит телевизор, а я позвала погулять на свежий воздух - молча встал, выключил и пошел одеваться. Никаких капризов.
Когда Максиму исполнилось 18 лет, он принял решение уехать к родному брату, который живет под Читой. Сейчас он каждый месяц звонит своим временным родителям, дает отчет о своей новой жизни. Говорит, даже девушку нашел.
ребенка, имеющие статус сироты, насчитывается в Забайкалье на 1 января 2016 годаиз них проживают в семьях граждан на различных формах устройства (опека, попечительство, приемная, патронатная семьи)
ребенка воспитываются в государственных организациях социального обслуживания, образования, здравоохранения, из них в системе социальной защиты населения - 1251 ребеноквозвращены в родные семьи, в том числе 105 детей возвращены из-под опекиИстория КостиКостю к его 18 годам судьба тоже не баловала. Когда он родился, мать сразу отказалась от мальчика. Известно, что его родители живы-здоровы, коптят небо, ведут праздный образ жизни, но сын оказался лишним, ненужным. Костя прошел все детские государственные учреждения - от дома малютки до интерната для умственно отсталых детей. И именно там он встретил свою настоящую семью, людей, которым он оказался нужен.
- У меня педагогический стаж 11 лет, долгое время я работала в обычном детском саду и знала, что у нас в городе есть интернат для умственно отсталых детей, куда я мечтала попасть, и вот уже более трех лет я работаю в этом учреждении, - начала рассказ воспитатель детского дома-интерната Светлана Доломанова. - 16-летнего Костика я выделила из всех детей сразу - он очень доброжелательный, спокойный, всегда при встрече в коридоре остановится, поздоровается, спросит - не нужна ли мне помощь. Прямо домашний, воспитанный мальчишка. И когда мои коллеги стали брать ребят в семью, я подумала - а почему нет? Муж согласился сразу, шестилетняя дочка всегда мечтала о старшем брате, поэтому она очень тепло восприняла новость о Косте. Сначала приводили его погостить на выходные, потом забрали насовсем. Познакомили его со всей нашей семьей, бабушки, дедушки, тетки очень тепло его приняли, он действительно очень хороший, располагающий к себе.
Костя, можно сказать, счастливчик. Когда срок его пребывания в семье Светланы Александровны закончился, все затосковали - ну как его обратно в интернат отдавать?
Да и парень привык к ним, к домашней жизни. И на семейном совете было решено - оформить опеку.
- Мы очень рады, что Костя остался с нами, он уже как родной, и переживаешь за него, как за своего. Сейчас он уже совершеннолетний, работает в вязальном цеху, в быту полностью самостоятельный. Это огромный стереотип в обществе, что дети с ограниченными умственными способностями - большая обуза, ярмо на всю жизнь. Ничего подобного. Они такие же, как и все дети, и им так же, как и здоровым, просто нужна любовь.